Проект «Дымковская игрушка» для детей старшей группы ДОУ. Краткосрочный проект для детей подготовительной группы "дымковская игрушка" Проект по дымковской игрушке в средней группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предлагаю проект для детей старшего дошкольного возраста

«Дымковская игрушка»

Интеграция образовательных областей «:Художественно-эстетическое развитие»; «Социально коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»

Цель: Расширять представления детей о характерных элементах дымковской росписи.

1.Обеспечить применение детьми на практике знаний о дымковской игрушке, вызвать желание создать узор по её мотивам, пользуясь её элементами и колоритом для украшения платья барышни (круги, кольца, полоски, мазки, точки, ритмично располагая элементы узора). 2. Способствовать развитию эстетического восприятия, творческой активности, интерес к декоративно-прикладному искусству (Художественно-эстетическое развитие»)

3.Обеспечить усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества (Социально коммуникативное развитие)

Тип проекта: обучающий, творческий

Актуальность проекта: Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета, формы. Дымковская игрушка- русская игрушка! Человек вдохновляясь природой нашей Родины, наблюдая красоту полей, лесов, рек, птиц и животных, воплотил все это в дымковской игрушке. Следовательно у детей воспитываются нравственные и патриотические качества.

Методы и приемы:

Практические: игры, игровые упражнения

Наглядные: рассматривание, наблюдение, демонстрация

Словесные: речевая ситуация, беседа, рассказы, ответы детей

Реализация проекта:

Деятельность воспитателя:

1. Выявление первоначальных знаний детей о народном прикладном исскустве "Дымковская роспись"

2.Проведение НОД на тему " Дымковская игрушка"

3.Подбор стихов,песен,загадок и частушек.

4 Проведение недели " Народно прикладное творчество"

5.Презентация проекта

Деятельность детей:

1.Принимают участие в организованной образовательной деятельности.

2.Разучивают стихи,песни,загадки

3.Рисование и роспись дымковских игрушек

Ход проекта:

Воспитатель: Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»,

Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки,

Словно радуга весной:

Посмотрите, вот индюшка,

Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,

Как султанчик, гребешок,

Крылья с яркою подводкой –

Вся игрушка, как цветок!

Рядом барышня – красотка,

Подбоченившись, стоит;

Фартук, юбка и кокошник:

Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,

Глазки, щёчки, алый рот –

Кажется, взмахнёт рукою

И немедля в пляс пойдёт.

Скоморохи, водоноски,

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир;

Вы увидели сегодня

Этот русский сувенир.

Дети рассматривают дымковские игрушки,отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Предлагаю открыть свою мастерскую и самим нарисовать дымковскую игрушку.

Дети выполняют работу.

Воспитатель подводит итог рисования,предлагает устроить выставку.

Итог проекта: В группе организованна выставка "Дымковская игрушка".Нарисованные детьми дымковские игрушки станут наглядным пособием в нашем уголке прикладного исскуства.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что - то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что - то есть от радости,

Гремящей как басы.

(В. Фофанов)

Народная игрушка донесла до нас многовековой художественный опыт, соприкосновением с которым ребенок обогащает, усиливает пластическую, графическую и цветовую выразительность своих рисунков и результатов лепки, других видов деятельности. Образный строй игрушки, несмотря на глубину и сложность, открыт восприятию ребенка, поэтому может быть хорошим началом в воспитании навыков восприятия вообще, необходимом позднее, при встречах с искусством профессиональным. На предметах прикладного искусства легче научить детей смотреть, разглядывать, выбирать, сопереживать, эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения для передачи собственного отношения к предметам. Почему при организации проекта предпочтение было отдано глиняной дымковской игрушке? В связи с тем, что секрет глиняной игрушки заключается в энергетически теплом и «сильном» материале - глине, подаренной нам самой природой. Предполагалось, что дети сами будут лепить игрушку, а процесс пластического формообразования имеет большое значение для общего и художественного развития ребенка:

  • Обогащает сенсорный опыт дошкольников;
  • Гармонизирует работу двух полушарий мозга, координирует работу обеих рук, активизирует развитие мелкой моторики;
  • Воспитывает уверенность в своих способностях и ощущение своей умелости и значимости («Я могу» как продуктивная основа «Я - концепции»);
  • Оказывает влияние на развитие речи, дает содержательную основу для развития общения ребенка со взрослыми и детьми разных возрастов.

Почему я выбрала именно дымковскую игрушку? В связи с ее огромнейшим потенциалом и для детей, и для взрослых. Это выражено в пластической завершенности образа (несколько умелых движений - и вот из комка мягкой глины вырисовывается фигурка), красотой ручного труда, живой яркой звучностью расписной народной скульптуры. Эти игрушки особенно разнообразны по тематике, композиционным вариантам, многоцветны, наиболее совершенны и отработаны в техническом отношении. Обобщенность и завершенность образа, ее пластичность, отсутствие мелких деталей обеспечивают доступность этого вида искусства для дошкольников. Для меня было важно и то, что дымковская игрушка олицетворяет черты народного (вятского) характера: стойкость, жизнелюбие, открытость, основательность. Эти игрушки создают атмосферу радости, теплоты и добра. Почти любая фигурка легко размещается на детской ладони, и у ребенка сразу возникает желание поиграть с ней.

Таким образом, основными целями проекта стали:

  1. Заинтересовать детей историей дымковского промысла.
  2. Формировать у детей представление о народной игрушке, прививать любовь к ней.
  3. Расширять кругозор детей посредством познавательной, художественной деятельности.

Исходя из поставленных целей, были определены задачи проекта:

  1. Расширить представление детей о дымковской игрушке.
  2. Познакомить детей с историей появления дымковского промысла.
  3. Формировать познавательные интересы детей (знакомство с глиной, ее свойствами).
  4. Развивать художественные способности детей, воспитывать эстетическое восприятие посредством ознакомления с дымковской росписью.
  5. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Сроки реализации проекта : февраль - май.

Продукт проекта: выставки детских работ «Дымковская игрушка».

Р еализация проекта включала в себя четыре этапа.

Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о народной игрушке, уровня ознакомленности детей с устным народным творчеством.

Второй этап - разработка проекта. На втором этапе до участников проекта была донесена важность данной проблемы. Также была подобрана методическая, познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме. Были подобраны разнообразные дымковские игрушки, атрибуты для игровой деятельности детей. Был подобран материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. Также был составлен план мероприятий.

Третий этап - выполнение проекта. Данный этап строился на основе интеграции образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. При выполнении проекта использовались следующие формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

  1. Сюжетные игры: «Магазин».
  2. Дидактические игры: «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию); Разрезные картинки на тему «Дымковские узоры» (обучение детей собиранию картинки из 4-6 частей, развитие эстетического восприятия).
  3. Игры - драматизации с использованием дымковских игрушек.

Продуктивная деятельность:

Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Лепка из глины, соленого теста, пластилина становится доступна уже в раннем дошкольном возрасте, так же как и рисование красками, карандашом. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом. Дымковская игрушка может быть использована как пособие при рассказывании сказок, для наблюдения, рассматривания. В ней чисто, тонко, верно дана форма, выразительны краски. Наблюдение этих игрушек облегчит детям овладение формой в глине, рисунке. Наряду с глиной дети попробовали лепить дымковские игрушки из соленого теста, расписали их гуашевыми красками и подарили детям, посещающим младшие группы детского сада.

Рисование:

  1. Декоративное рисование «Украшение платочка»;
  2. Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»;
  3. «Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы»;
  4. «Укрась юбку дымковской барышни»;
  5. «Дымковская лошадка»;
  6. Декоративное рисование «Путешествие в Дымково»;
  7. «Дымковские узоры».
  1. «Глиняные игрушки, с которыми дети хотели бы играть»;
  2. «Петушок»;
  3. «Утка с утятами»;
  4. «Козленок»;
  5. «Баран - золотые рога»;
  6. Пластилинография «Дымковская собачка»;
  7. Лепка из соленого теста: «Птичка», «Рыбка».

Коммуникативная деятельность:

Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но повторяет и усваивает их. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например: конь вороной, коровушка -буренушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звезды, светлый месяц, травушка - муравушка и многие другие слова и выражения связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

  1. Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки, стихи, небылицы, пословицы, поговорки, прибаутки, загадки).
  2. Использование художественной литературы (чтение русских народных сказок).
  3. Составление рассказов из личного опыта детей «Моя любимая игрушка».
  4. Знакомство с историей возникновения дымковкого промысла.

Экспериментально - поисковая деятельность:

  1. Рассматривание дымковских игрушек, сравнение их с другими народными игрушками (филимоновскими);
  2. Экспериментальное исследование свойств художественного материала (глины).

Формирование здорового образа жизни:

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм относятся: «Гуси - лебеди», «Коршун и цыплята» и др. Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Народные игры:

  1. «У медведя во бору»;
  2. «Гуси - лебеди»;
  3. «Коршун и цыплята».

Хороводные игры:

  1. «Каравай».

Песенное творчество:

Велико песенное богатство русского народа. Народная песня входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы - характерные черты русского народного песенного творчества. Наряду с музыкальными достоинствами русской народной песни и музыки в них существуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. В песне сказывается широта русской натуры, ее размах, мягкость и задушевность.

Русские народные песни:

  1. «Петушок»;
  2. «Кукушечка».

Формы и методы работы с родителями:

  1. Беседа о назначении дымковских игрушек.
  2. Мастер - классы для родителей (особенности лепки дымковских игрушек из соленого теста).
  3. Заполнение совместно с детьми альбома «Мои любимые дымковские игрушки».

Четвертый этап - презентация проекта. На этом этапе организовываются выставки детских работ:

  1. Выставка детских рисунков.
  2. Выставка поделок из соленого теста.

Результаты проекта показывают, что детям доставляет радость дымковская игрушка, ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям и родителям детские рисунки и поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение.

В заключении хочется сказать, что народное и декоративно - прикладное искусство является неотъемлимой частью воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.


Формат: .docx

Проект «Знакомство с дымковской игрушкой» ГБОУ СОШ №1716 «Эврика-Огонек» Группа №4 «Солнышко» Воспитатели: Фокина Н.Н. Зыкина Л.И. В Дымкове, за Вяткою-рекою… В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Мастерицы славные живут. Красная за окнами калина, Пароходный движется дымок, на столе еще сырая глина, Грубый, неоформленный комок. За своей работою старушка На скамейке низенькой сидит. Глиняную вятскую игрушку Лепит,…, нет, не лепит, а творит! Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростно - светла, И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла. Цель и задачи проекта Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников и воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством народных умельцев дымковской игрушки, обобщить знания о декоративном народном творчестве. З а д а ч и: изучить истоки декоративного народного творчества; закрепить знания детей о характерных особенностях дымковской росписи; формировать умения создавать узоры по собственному замыслу используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов; развивать эстетическое восприятие чувство ритма цвета творческие способности; воспитывать любовь к искусству народных мастеров. Реализация проекта знакомство с историей дымковского промысла; освоение элементов дымковской росписи; лепка и роспись дымковских фигурок вылепленных детьми; выставка детских работ в группе. Дымковская игрушка Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров. Лепится из глины, обжигается в печи и по белому меловому грунту ярко раскрашивается темперными красками, применяется сусальное золото. Изображаются животные, всадники (обычно свистульки), дамы в кринолинах, кавалеры, сказочные персонажи, бытовые сценки. «Знакомство с историей дымковского промысла» История создания дымковской игрушки Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов (позже г. Вятка, ныне г. Киров). Вятка-название всего этого края. Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырехсот лет. Ее возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска») , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем. Технология изготовления игрушки 1. Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. 2. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают. Следы "примазки" при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время "оглаживает" игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме. Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали 3. Следующий этап работы, характерный только для Дымкова, - "отбеливание". «Отбеливание». Цветовая гамма, геометрический орнамент Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Мы использовали белую гуашь. 4. Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. … Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Конь бежит, вся земля дрожит. В поле травушкамуравушка ничком лежит. Утка Марфутка Бережком идет Уточек Марфуточек Купаться ведет. Каждая игрушка отличается своим индивидуальным узором, позой, колоритом А вот и дымковские барышни… А известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. У одной и той же мастерицы нет одинаковых барынь, каждая отличается своим индивидуальным узором, сложением, позой. Рассмотрим элементы росписи… Дидактическая игра «Русские узоры» Дидактическая игра «Подбери узор» Уголок изобразительного творчества в нашей группе Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого. Оформлена выставка, где помещены дымковские игрушки, сделанные руками детей вместе с воспитателем Заключение Изучив материал для данного проекта, мы с детьми узнали, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, близ города Вятка (ныне на территории г. Кирова) Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки. Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Литература 1.Папылева В.С. «Проект. Дымковская игрушка». 2.«Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997 г., с.21. 3.«Истоки творчества». Тюмень. 1999г. 4.Максимов Ю.В. «У истоков мастерства». 5.Усова А.П.»Русское народное творчество в детском саду». Москва. 1961г.

Защита проекта

г. Михайловка МКОУ СОШ № 3 « Дымковская игрушка »

Руководитель проекта : Слепышева Г.В., учитель начальных классов

Цели проекта:

Способствовать эстетическому воспитанию школьников.

Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке.

Создать коллекцию дымковских игрушек.

Задачи проекта:

Самостоятельно выполнять исследовательскую и творческую работу.

Обсуждать работу в группе, выбрать удачный вариант для презентации.

Составить и разработать этапы работы над каждой проблемой.

Проблемные вопросы:

Родина дымковской игрушки.

Из чего делают дымковскую игрушку?

Характерные особенности дымковской игрушки.

Сидоров Кирилл

У всех нас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомим вас поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной глины посуду, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали. Потому и дымили очаги гончаров.

А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Глазунова Кристина

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Деревня Дымково

Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.

История дымковского промысла и его сегодняшний день по-прежнему вызывают интерес у разных категорий людей, как исследователей, собирателей, так и просто зрителей. И каждый из них задает себе вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?».

Владислав Лизун

Яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали и Белый фон

А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Иголкин Артём

Вот и мы, ученики 3 класса решили исследовать, что же это за глиняная игрушка? Сможем ли мы изготовить её?

Для этого мы попросили своих родителей привезти из нашего карьера глины. Нас, учеников, конечно, в карьер не пустили, но на фотографиях мы видели, как добывают глину.

И так работа началась!

Сначала мы принесли большие куски глины в класс, затем сложили их в ёмкость и залили водой. Долго она у нас « созревала»!

Затем мы её замесили. Это была, пожалуй, самая трудная работа. Мы опять поставили её дозревать на несколько дней.

Пока готовилась глина, мы без дела не сидели. Нам пришлось много поработать и книг перечитать. Сходили в школьную библиотеку к нашей любимой Валентине Михайловне Крюковой. Она нам много интересного рассказала о дымковских игрушках, а затем пришла к нам и на классный час. Она рассказала какие еще бывают игрушки…

Наконец глина созрела и стала мягкой, как пластилин – работа закипела………

Марина Зубкова

Скатали из готовой глины шары и начали пробовать.

Лучше получались барыни, а вот с животными и птицами – сложновато.

Готовые работы мы поставили сушить поближе к теплому месту. Как только игрушки высохли. мы их начали « белить» акриловой краской, затем опять сушить. И только после того, как они высохли, началась самая интересная работа - роспись игрушек.

Галина Валентиновна, наш классный руководитель, рассказала нам об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Показала нам много фотографий, таблиц, слайдов дымковских игрушек.

Ц
ыкункова Алёна

Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

И вот наши игрушки засветились и окончательно стали ненаглядными. И впрямь на них не наглядеться. На душе становится радостно, празднично! И не верится, что все это сделано из глины.

Не зря в народе говорят:

« Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит»

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Вот такую интересную и увлекательную исследовательскую работу мы провели в нашем классе, ну а какой получился результат – посмотрите.


Паспорт проекта «Дымковская игрушка»

Вид проекта:

познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта:

воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Актуальность темы:

История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.

Гипотеза:

Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта:

Формирование интереса к произведениям искусства;

Воспитание интереса к художественно - творческой деятельности;

Развивать устойчивый интерес к народным промыслам;

Создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

Создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

Познакомить детей с историей дымковской игрушки;

Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

Продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

Развивать познавательные процессы — восприятие, внимание, память, логическое мышление;

Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Основные направления работы с детьми:

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Самостоятельная деятельность детей;

Расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;

Рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

Чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;

Художественное творчество;

Театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);

Принципы реализации проекта:

Принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игры, музыка);

Принцип доступности.

Методы и приемы, используемые в работе:

методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

  • Словесные методы : объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
  • Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.
  • Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
  • Игровой метод.

Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.

Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление.

Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.

Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

Беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;

Консультация «Художественно - эстетическое воспитание детей в семье»;

Презентация проекта « Мини - музей Дымковской игрушки».

Подбор информации о народном промысле Дымково;

Совместное творчество;

Выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;

Создание условий:

немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия - это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ, оборудовать место в группе «Мини - музей», подобрать литературные произведения для настольного театра.

Предполагаемые результаты:

Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

Проявление творчества при изготовлении поделок;

Применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап — Подготовительный

2 этап - Практическая деятельность по решению проблемы

3 этап - Анализ проектной деятельности и оценка результатов

4 этап — Презентация проекта

Обеспечение:

познавательная литература, художественная литература, фотоальбомы, материал для изобразительного творчества, дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.

Коммуникативные навыки:

Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым;

Получают положительные эмоции от творческой деятельности;

Пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Испытывают чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со взрослым.

Продукт проектной деятельности:

Создание «Мини - музея»;

Детские работы;

Коллекция поделок для «Мини - музея»;

Изготовление дидактических игр: «Поможем художнику», «Волшебные игрушки», «Наряди барышню», «Сложи картинку», «Составь узор».

Заключение:

Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно - творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.

Литература:

  1. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143с.
  2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. -М.: Мозаика - Синтез, 2008.
  3. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. - М.: Современник, 1989.
  4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М.: Мозаика - Синтез, 2010.
  5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008.


Рассказать друзьям