Пальчиковая гимнастика лягушка. Конспект занятия "Лягушка" план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему Детям о лягушках форма занятия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Методическая разработка
игрового занятия. Тема: «Лягушка-квакушка».
Цели и задачи занятия: познакомить учащихся с классом земноводных, разнообразием их размеров и окраски, их значением для природы и человека; формировать умение выделять существенные и отличительные признаки животных разных групп; воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным;
закрепить навыки искусства оригами;
развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, развитие логического мышления, воспитывает умение работать в группе.

Знакомство с земноводными.
В: Сегодня на занятии мы с вами поговорим о земноводных.
Слайд 1
Как вы думаете, кто такие земноводные?
Слайд 2
В: Это животные, которые обитают и в воде и на земле.
Рассмотрите их, но в начале угадайте, кто же из животных относятся к земноводным.
Загадка:
В лесу мы и в болоте,
Нас везде всегда найдёте:
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные…(лягушки).
В: К земноводным также относятся тритон и саламандра.
Игра «Лягушачье царство».
Ребятам на фланелеграфе с пейзажем болота предлагается разместить земноводных. На 10-15 сек фланелеграф закрывается и идет изменение картинки (убираются или добавляются животные, изменяется их положение)
Дети должны определить, что изменилось в лягушачьем царстве.
В: Послушайте загадки, попробуйте их отгадать.(Загадывает 2 загадки о лягушках).
Слайд 3
В: Ребята, а что вы знаете о лягушках?
Слайд 4
(Выходят 5 ребят и рассказывают о них).
1 ребёнок: Кожа лягушек гладкая и скользкая и прикреплена к телу только в нескольких местах, то есть лягушка как бы одета в свободный халат. Четыре раза в год лягушки переодеваются – меняют кожу и всякий раз съедают поношенное платье.
2 ребёнок: Лягушки изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами, насекомыми, причём в огромном количестве.
3 ребёнок: Детёныш лягушки называется лягушонком. Свою жизнь он начинает в воде. Сначала из икринок, отложенных в воду, развивается головастик, который становится затем лягушкой.
4 ребёнок: В жаркие сухие дни лягушка сидит, забившись в укрытие. Дело в том, что лягушки дышат и лёгкими, и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет.
5 ребёнок: У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.
В: По окраске лягушки бывают разные: зелёные, бурые, краснобрюхие, белые и др. Лягушки есть в Азии, и в Африке, и в Америке. В Южной Америке бывают лягушки размером с арбуз. Есть лягушки массой более 3 кг. Самая маленькая лягушечка- кокоа умещается на ногте большого пальца. Несмотря на свой маленький размер, она обладает самым сильным ядом в мире животных.
Слайд 5
Физкультминутка: Лягушачий вальс.
Дети встают парами лицом друг к другу и поют:
Раз, два, три (встают на носочки и квакают) «Ква! Ква! Ква!» – 3 раза
Раз.два, три покружились, (хлопнули в ладоши и квакают)
«Ква! Ква! Ква!» -6 раз
В: Лягушки помогали человеку сделать много верных открытий – их использовали в опытах по биологии, химии, физике. Лягушке поставлено 2 памятника: первый – в г. Сорбонне, а второй в г. Токио, в Японии. Студенты этой страны для своих экспериментов использовали 100000 лягушек.

Чтение рассказа В.Бианки «Голубые лягушки»
В: Как в тексте объясняется лягушачий цвет? Почему голубую лягушку называют турлушкой?
В: Слово «лягушка» родственно слову «лягаться». Так назвали лягушку за её прыжки.
Слайд 6
В: Речь в этом стихотворении идёт не совсем о лягушке, точнее о жабе. Ребята, а кто знает, как отличить жабу от лягушки?
В: Лягушки прыгают, а жабы медленно ходят. У лягушки голова приподнята вверх. Так как она охотится за летающими насекомыми, а у жабы голова ближе к земле, так как насекомые, которыми она питается, ползают по земле. У лягушки спинка гладкая, а у жабы – шероховатая.
(Выходят 3 ребёнка и рассказывают о жабе).
1 ребёнок: Жабы – животные ночные, днём они отдыхают, спрятавшись под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся.
2 ребёнок: Если в вашем огороде поселилась жаба, она проживёт здесь всю жизнь и уничтожит много вредных насекомых.
3 ребенок: Живёт жаба 40 лет, но ей редко удаётся прожить столько: слишком много врагов у жабы – хищные птицы, ежи, ужи. Как защищается она от своих врагов? На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов. Ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жабу схватят, сделают ей больно. Для человека этот яд безвреден. Но всё же не стоит брать в руки жаб.
Оригами. Изготовление прыгающей лягушки.

Исполнение песни «Заквадычные подружки» группой ребят.
Жили в дружбе, жили в мире,В ква-квадратной ква-квартиреДве лягушки-попрыгушки,Заквадычные подружки.И сидели день за днёмЗа обеденным столом.
А обед был очень вкусный -Щи из квашеной квапусты,Маквароны и квартошка,И ещё кватлет немножко.А на третье каждый разКва-квампот и ква-кваквас.
Друг за дружкой из буфетаИсчезали ква-кванфеты,Раздувались, как подушки,Заквадычные подружки.Потому, что аппетитНикому не повредит.Потому, что аппетитНикому не повредит.
Итог занятия.


Приложенные файлы

Тема: «Лягушка!»

Тип: Комбинированный

Продолжительность: 30 минут

Образовательное учреждение: ГБОУ школа- интернат № 1 им. К. К. Грота

Краткая аннотация: педагог знакомит детей с лягушкой

Оборудование: интерактивная доска, игрушка лягушки

Мультимедийное обеспечение: презентация

Цель занятия: познакомить детей с земноводным животным « лягушка»

коррекция коммуникативной деятельности, коррекция недостатков развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Предмет: Развитие речи, окружающий мир, чтение (инсценирование русских народных сказок)

Класс: 1 класс

Контингент: Слепые и слабовидящие дети с сочетанной патологией

Тема: «Лягушка!»

Тип: Комбинированный

Продолжительность: 30 минут

Образовательное учреждение: ГБОУ школа- интернат № 1 им. К. К. Грота

Краткая аннотация: педагог знакомит детей с лягушкой

Оборудование: интерактивная доска, игрушка лягушки

Мультимедийное обеспечение: презентация

Цель занятия: познакомить детей с земноводным животным « лягушка»

Коррекционная составляющая занятия: коррекция коммуникативной деятельности, коррекция недостатков развития

Планируемые результаты для обучающихся:

предметные:

  • расширить и уточнить знания детей о лягушках
  • научить различать животного по внешнему виду и голосу
  • овладеть навыками выделения характерных особенностей
  • освоить навык сопоставления названия животного и его жилища
  • потренироваться в разгадывании загадок

метапредметные:

  • научиться правильно (логически) выстраивать предложения на задаваемые вопросы
  • овладеть умениями выполнять действия по заданному алгоритму
  • сформировать умение аргументировать своё мнение и позиции в коммуникации
  • расширить словарный запас слов за счет новых слов: линька, земноводные

личностные:

  • упражнять детей в звукоподражании
  • научиться проявлять самостоятельность в выполнении задания - конструировать из бумаги лягушку
  • добиться ответственного отношения к выполнению заданий
  • преодолеть страх перед трудностями
  • сформировать проявление познавательной активности
  • убедиться в положительном отношении к животному миру

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок».

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давай проверим, как вы готовы к занятию и с каким настроением вы пришли на него…))

  1. Определение темы и целей занятия

Ребята, отгадайте загадку:

На болоте проживает,

Ловит мух и комаров.

Только «Ква» она и знает.

Кто назвать её готов?

Правильно, молодцы.

Ребята, наша гостья - лягушка.

  1. Изучение нового материала

Посмотрите на экран. К нам действительно пришла лягушка. Рассмотрим её.Кожа лягушек гладкая и скользкая. Четыре раза в год лягушки «линяют».

Что значит « линяет», «линька»?

Ребята, а ответьте мне на вопросы.

А как вы думаете, где живут лягушки?

Правильно.

Как называются детёныши лягушек?

показ слайдов: лягушонок, который свою жизнь начинает в воде.

Сначала из икринок, отложенных в воду, развивается головастик и потом они вырастают в мальков, а потом у них отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами.)

Ребята, перед вами конверты с картинками. Разложите картинки, что было с начала, а что потом

А теперь немного отдохнём!

Физкультминутка

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Прыг - скок, прыг- скок –

Под кусток и молчок.

Присаживаемся

В самом начале весны заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, начинают готовиться к свадьбам. Лягушачьи свадьбы проходят обязательно в воде, свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней.

А как называется лягушачье пение?

Послушайте как они поют

Включается запись с пением лягушек,

А скажите, чем питаются лягушки?

Ребята, подойдите к доске и подвиньте к лягушке её обед

Как вы думаете для чего ей такой язык – длинный и липкий?

Лягушки - замечательные охотники, за ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот какие они помощники людям! А врагов у лягушек хватает. Хищные птицы, кабаны, куницы, змеи, водные птицы.

А еще я хочу вас познакомить с приметами, связанными с лягушками.

Вместе с лягушкой в дом входит удача.

Если убить лягушку, то дождь пойдет.

Лягушки квакают к сильному ненастью.

Если лягушки в болоте и речке сильно квакают - к дождю.

Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу.

Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.

Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется линька.Кожа сходит с начала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от нее освобождаются, то тут же её и съедают.

Живут лягушки в озерах, в реках, в прудах. Зимуют они на дне водоёмов или где-нибудь под камнями,в трухлявых пнях, в норках грызунов. А бывает,зимой лягушки вмерзают в лёд, а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми

Лягушонок

Учащиеся раскладывают карточки с изображением: икринка – головастик – малёк – лягушонок ).

Кваканье

Питаются лягушки в основном насекомыми

Дети работают с интерактивной доской, двигая изображения насекомых к изображению лягушки

Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое, она выбрасывает язык вперёд и жертва прилипает к нему

  1. Рефлексия

Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? Как эти слова относятся к лягушке? (Ответы детей).

  1. Итог

Что вам понравилось на занятии?

Что было трудно?

В благодарность за вашу отличную работу лягушка дарит каждому из вас свою черно – белую фотографию, чтобы вы её раскрасили.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8».

Интегрированное занятие в подготовительной группе №7 по теме: «Какие бывают лягушки?»

г. Череповец, 2016 г.

Цель: формирование представлений о лягушках, способах их маскировки и питания.

Задачи:

  • Познакомить детей с разными видами лягушек.
  • Расширить и уточнить знания детей о питании и маскировке лягушек.
  • Упражнять детей в исследовательской деятельности.
  • Развивать произвольное внимание, диалогическую речь.
  • Развивать наблюдательность у детей, их умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы.
  • Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
  • Воспитывать усидчивость, способность работать в командах, коллективе. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
  • Воспитывать у детей любознательность, интерес и гуманное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей : познание (развитие продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора), социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Предварительная работа : Беседы о жителях водоёмов, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций с изображением лягушек, энциклопедий, подвижные игры, слушание песен и т.д.

Оборудование : мини - музей лягушек, презентация, различные предметы, снабжённые присосками, бумага разного цвета, алгоритм выполнения оригами, фломастеры, разные виды лягушек, коробка, картинки для рефлексии, картинный материал, схемы.

Ход образовательной деятельности :

В.: Дети, посмотрите, что это у меня? (дети подходят к макету водоёма). Да, это водоём. Кто может здесь жить? (рыбы, головастики, жучки-плавунцы, водомерки и т.д.).

В.: Дети, а вот Артём назвал лягушек. Вы согласны?

Слайд -картинка лягушки

В.: Дети, давайте рассмотрим лягушку. Назовите части тела, какие вы знаете. (голова, туловище, 4 лапки с перепонками, большие, выпуклые глаза, большой рот, длинный язык, влажная, блестящая кожа). схема

В.: Где можно встретить лягушек летом? (во многих местах, потому что они бывают разные). Где они могут жить? (в болоте, в озере, в реке, в траве).

В.: Правильно. Отсюда и произошли их названия. В болоте живёт какая лягушка? (болотная) А в озере какая (озёрная). В траве? (травяная). В реке? (речная). А какого цвета бывают лягушки? (Зелёного…).

В.: Как вы думаете, от чего зависит тот или иной цвет лягушки? (От цвета окружающей среды.) Правильно, если лягушка живёт в траве, на земле, то у неё какая будет окраска? (бурая под цвет земли). А в воде? (зелёная под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений).

Показ слайда.

В. : Дети, а кто скажет почему лягушки такого цвета? Хорошо ли заметна лягушка среди травы? Почему? (Это - маскировка. Каждое животное приспосабливается к той среде, в которой он живёт).

Окраска для чего им нужна? (Скрываться от врагов).

А от кого они прячутся? Добычей кого лягушки являются? (аист, цапля, журавли, крупные рыбы и т.д.).

Показ слайда

В.: Дети, а лягушка хищник или нет? (да). Почему вы так решили?

А чем питаются лягушки? (мухами, гусеницами, паучками, бабочками, личинками комаров и т.д.)

Показ слайда

В.: Дети, каким способом лягушка добывает себе пищу? (Когда мимо неё пролетает какое-нибудь насекомое, лягушка моментально выбрасывает свой длинный и липкий язык и, поймав добычу, быстро её проглатывает).

В.: Дети, давайте вспомним, у нас в России обитают какие лягушки? (Болотная, озёрная, речная, квакша, жаба).

А чем жаба отличается от простой лягушки? (Она больше по размеру, кожа у неё бугорчатая).

Показ слайда (жаба)

В.: Дети, а кто знает, чем квакша отличается от обычной лягушки?

Показ слайда (квакша)

Её ещё называют древесной лягушкой. Давайте поразмышляем, откуда взялись у неё такие названия. Как по-вашему, почему её прозвали квакшей?

Д.: Потому что квакает.

В.: А за что получила она название «древесная лягушка», как вы думаете?

Д.: Живёт на деревьях.

В.: Сейчас нам о квакше расскажет Юра С., а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «Чем отличаются квакши от других лягушек?».

Сообщение ребёнка . Квакша или древесная лягушка живёт и охотится на деревьях. Глаза у квакши очень большие, с золотым ободком. Язык у квакши липкий. Поэтому, когда она видит добычу, то выталкивает изо рта свой язык и добыча прилипает к нему. Если добыча большая, квакши помогают себе передними лапками заталкивать её в рот. При этом они смешно хлопают глазами. Квакш можно назвать чистюлями. Перед охотой, вечером, если есть рядом вода. Квакша обязательно искупается. Каждые две недели квакши линяют - стягивают с себя старую кожу, а под ней уже свеженькая, новая кожица. А старый наряд- старую кожу квакши съедают.

Очень интересные у квакш ножки. Каждый палец заканчивается как бы подушечкой. Квакши умеют выгибать эти подушечки или делать плоскими. А ещё умеют надавить на подушечку так, что выделится на подушечку клейкая жидкость.

В результате получается, что лапки у квакши действуют как присоски. Такую же клейкую жидкость квакши умеют выпускать на брюшке. Благодаря этому, лазая и прыгая во время охоты по листьям и веткам, квакши прекрасно держатся, никогда не срываясь вниз.

В.: Дети, чем отличаются квакши от других лягушек? (есть присоски). Для чего квакшам нужны присоски на лапках (присоски позволяют затаиться. чтобы проще добыть себе пищу).

Дети, а вы хотите понять, как квакша с помощью присосок великолепно держится на деревьях?

У вас на столах лежат брелки, игрушки, мыльницы и другие предметы с присосками. Попробуйте воспользоваться присосками на них, чтобы это понять.

Исследовательская деятельность детей.

Дети прикрепляют к поверхности стола предметы с присосками, затем отсоединяют присоски, выясняя принцип присосок.

В.: А хотите ли вы узнать, как маскировка помогает другим лягушкам добывать себе пищу? (да).

В.: Дети, а вы эту лягушку знаете? (нет)

Показ слайда (золотая мантелла)

Где она обитает? У нас обитает или нет? (нет) Докажите.

Давайте опишем её по внешнему виду (по схеме- два глаза, язык, овальная форма тела, тупая мордочка, оранжевый цвет).

Как вы думаете, эта лягушка обитает в жарких странах или в холодных?

Докажите. (В жарких странах. Оранжевый цвет - цвет теплоты).

В.: Дети, а давайте посмотрим на глобусе место обитания золотой мантеллы.

(Дети с воспитателем находят остров Мадагаскар).

В.: Дети, как вы думаете, какие там растут растения?

(Мандариновые и апельсиновые деревья).

Золотая мантелла своим окрасом на какой фрукт похожа? (мандарин, апельсин). Для чего природа мантеллу наградила таким цветом? (для маскировки, чтобы проще было добывать себе пищу).

В.: Дети, эта лягушка всем кажется ядовитой, поэтому хищники держатся как от неё? (подальше). Но на самом деле опасности от неё нет. Золотая мантелла разгуливает целый день ничего не опасаясь. Чем она питается? (насекомыми, фруктовыми мошками, термитами, которые поедают деревья). Ещё она может быть красного или жёлтого цвета. А по размеру она совсем маленькая - всего от 2 до 3 см. (показ предмета )

В.: У меня в коробочке лежат лягушки. Оля, подойти, пожалуйста, найди золотую мантеллу и посели в нашем мини-музее. Спасибо.

Работа в группах (таблички на столах).

В.: А хотите ли вы узнать, каких лягушек мы сегодня ещё поселим в наш мини-музей?

В.: Дети, сейчас мы разделимся на три команды. Вы должны сами определиться, с кем вы будете работать. Первая команда подойдите, пожалуйста, к столу с табличкой №1, вторая -№2, третья -№3.

Послушайте внимательно задание: каждой команде нужно рассказать по алгоритму о лягушке, картинка которой у вас на столе (рогатая лягушка, желто-чёрный древолаз, летающая лягушка):

    Внешний вид

    Где обитает

    Чем питается

    Польза для людей

А также ваш рассказ нужно зарисовать на чистых листах. Приступаем к работе.

Проверка.

В.: Вы уже справились. Присаживайтесь, пожалуйста,на стульчики. Из первой команды нам сей час расскажет о лягушке Егор, а другие дети внимательно слушайте, как они справились с заданием. (Ребёнок выходит к мольберту).

Рассказ ребёнка о рогатой лягушке.

Показ слайда.. Обобщение воспитателя (добавить к общей схеме рога).

Рогатая лягушка очень необычная! Над глазами у неё находятся заострённые выступы, напоминающие рога, а когда они «поют», то это напоминает мычание коров. Эта лягушка мало двигается, но много ест. Поэтому она такая вялая и толстая. На закуску ей достаточно несколько насекомых, но если она голодна, то может полакомиться и другими лягушками, и мышками, и ящерицами..(размер: от 10 до 20 см, Ю. Америка) .(сравнение)

В.: Дети, давайте и эту лягушку поселим в нашем мини-музее.

В.: Теперь нам расскажет о своей лягушке вторая команда.(летающая лягушка).

(добавить к общей схеме крылья).

Летающая лягушка очень ловко прыгает с одной ветки на ветку, взмывает в небо как птица благодаря огромным парусообразным перепонкам на задних и передних лапках. Дети, представьте себе, что эта лягушка может прыгнуть с высоты равной трёхэтажному дому. Самка прикрепляет икру на растения, нависающие над водоёмом. А когда головастики вылупляются, они летят прямо в воду. Вот это прыжок! (размер от 3 до 4 см, Азия) .(сравнение)

(поселить в мини-музее).

В.: А теперь - третья команда (жёлто-чёрный древолаз).

Показ слайда. Обобщение воспитателя .

Жёлто - чёрный древолаз из Бразилии (размер от 3 до 4 см).

Почему её так назвали?

Во время его любимого сезона дождей древолаз постоянно ищет еду и поёт во весь голос как птица. Когда засуха, то он дремлет где-нибудь под деревьями. Окраска яркая, но к нему лучше не прикасаться. Его блестящая и скользкая кожа выделяет яд, производимый муравьями, которыми лакомится древолаз

(поселить в мини - музее).

В.: Спасибо, все команды справились с заданием и какой мы можем сделать вывод про лягушек? (В мире существует много разных лягушек, отличаются друг от друга в зависимости от того, где живут).

Дети, а лягушка - это хищник или добыча? (И хищник и добыча).

Дети, а лягушки приносят пользу для человека или нет? (Уничтожают в больших количествах вредителей леса, садов, огородов: комаров, гусениц, слизней, улиток и других вредителей).

В.: Как нужно обращаться с лягушками? (Лягушка такая же как и человек. Она, как и мы чувствует боль. Она, как и мы может пораниться, она растёт, живёт, стареет и умирает, как человек. Поэтому к ним нужно относиться очень бережно. Нельзя их мучить. Существуют легенды, по которым лягушек обвиняют в появлении бородавок и в отсутствии дождя. На самом деле - слизь на коже этих животных совершенно безвредна).

В.: Молодцы, а сейчас, ребята, давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка.

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали,

Ножками топали,

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкультпривет!

В,: Дети, посмотрите, сколько прибавилось лягушек сегодня в нашем мини-музее. А как вы думаете, можно ли игрушками из мини-музея играть? А вы хотите поиграть? Что мы можем сделать для этого? (Сделать лягушку самим)

Конструирование из бумаги (оригами).

А сейчас присаживайтесь за столы. Для того, чтобы всё у нас получилось замечательно, немножко потренируем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки.

Только брызги вверх летят.

Практическая работа.

В.: Вы можете выбрать любой цвет бумаги. Пользуйтесь схемой.

Самостоятельная работа детей.

Итог занятия .

В.: Дети, какие замечательные лягушки у вас получились. И все такие разные! А сейчас оставьте свои поделки на столах и выходите ко мне, пожалуйста.

В.: Дети, что сегодня вам понравилось на занятии? Может, вы что-то нового и интересного узнали? Оля, чтобы ты рассказала дома нового о лягушках?

А мне сегодня очень понравилось, как вы работали в командах.

В.: Ребята, как вы думаете, а у нас в Вологодской области много лягушек? На следующем занятии мы с вами узнаем, какие виды лягушек обитают в наших краях.

Вам дома я предлагаю вместе с родителями нарисовать рисунок - что бы вы сделали для лягушек Вологодской области, нашего города Череповца.

Дети, я ходила в библиотеку и нашла очень интересную книгу (показ), я её предлагаю нам вместе прочитать и узнать ещё много нового о лягушках.

Рефлексия.

У меня на тарелочках лягушки.. Кто на занятии узнал много нового и интересного и кому было всё понятно - возьмите большую лягушку.. А кому было интересно, но хотел бы ещё больше узнать про лягушек - маленького лягушонка.

Марина Батурина
Конспект открытого занятия «Лягушки - это удивительные создания»

Проект «»

Ход занятия

Воспитатель :

Сегодня у нас необычное занятие : присутствуют гости. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и нашим гостям.

(дети садятся на стульчики)

Тему нашего занятия вы узнаете отгадав загадку.

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд

Поёт, но не птица -

Вот такая небылица. (лягушка )

(Ответы детей) 1 слайд «Лягушки – это удивительные создания »

Воспитатель :

А кто из вас видел лягушек (ответы детей)

Воспитатель : Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? (ответы детей) Земля, вода. Как эти слова относятся к лягушке ? (ответы детей) Живёт на суше и в воде. Всё верно, земноводными называют тех животных, которые живут и в воде и на земле.

Где можно встретить лягушек ? (ответы детей)

Воспитатель : Сейчас нам расскажет Юля,

2 слайд «Разновидности лягушек »

(Рассказ ребёнка)

Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в траве. От сюда и произошло их названия. В болоте живёт болотная лягушка , в озере - озёрная, в траве-травяная, в

реке - речная. От цвета окружающей среды зависит цвет лягушки . Если лягушка живёт в траве , на земле её окраска бурая - под цвет земли, а вот в воде лягушки - зелёного цвета , под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений.

Воспитатель : Спасибо Юля

Воспитатель :

Как выглядит лягушка ? (ответы детей)

3 слайд «Как выглядит лягушка » нам расскажет Саша

(Рассказ ребёнка)

У лягушки нет чешуи , как у рыб, меха как у зверей, перьев как у птиц. У лягушки гладкая , ни чем не покрытая голая кожа. И когда она выходит из воды чтобы половить насекомых в жаркий солнечный день, её кожа очень быстро высыхает, что может привести к гибели лягушки . Поэтому она и любит сырость, влагу и купается часто в воде, чтобы смочить свою кожу. Форма тела лягушки - овальная , ноги передние короткие, а задние длинные, перепонки на пальцах. Выпуклые глаза, липкий длинный язык. А передвигается лягушка большими прыжками .

Воспитатель : Спасибо Саша

Воспитатель : - А вот в природе, как встречают лягушку , немногим хочется её погладить, как рассказал нам Саша, у лягушки голая , скользкая и холодная кожа, и нередко её считают противным, неприятным, безобразным существом. Но это мнение ошибочное. На самом деле - это самое безобидное, полезное и необходимое в природе существо.

Какую пользу нам приносит лягушка ? (ответы детей)

Лягушки помогают человеку справляться с вредителями огородов.

Защищают нас от комаров, мошек.

Чем же питается лягушка , нам расскажет Кирилл

4 слайд «Чем питается лягушка »

(Рассказ ребёнка) Лягушки - замечательные охотники. Они поедают целые тучи комаров и мошек. Любят полакомится червячками и улитками.

Воспитатель : Спасибо Кирилл

Ребята, как вы думаете, у лягушек есть враги ? Кто же это? (ответы детей)

Аня нам расскажет про врагов лягушек

5слайд «Враги лягушек »

Многие животные питаются лягушками . Из рыб - это сомы, судаки, щуки.

6 слайд Едят лягушек пушные зверьки - норка, выдра, барсук.

7 слайд Любят их есть многие птицы - аисты, чайки, вороны, совы и особенно цапли. Таким образом, у лягушек много врагов в природе. Но животные уничтожают их только для того, чтобы прокормиться.

Воспитатель :

Спасибо Аня

Воспитатель : Для человека лягушки - верные друзья , и человек должен быть для них другом.

Воспитатель : Ребята, скажите как в нарде ласково называют лягушку ? (ответы детей) Лягушка - квакушка

Воспитатель : И нередко лягушку делали героиней сказок, где ей отводили добрую роль, как же назывались эти сказки? (ответы детей)

«Царевна лягушка » , «Теремок» , «Лягушка путешественница »

8 слайд Много примет придумано про лягушку

Вместе с лягушкой в дом заходит удача .

*Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодов.

Если лягушки в болоте и речку сильно квакают - к дождю.

* Если в дом случайно запрыгнула лягушка -- это значит в дом входит удача.

Стихотворение про лягушку нам расскажет (Олег)

Ветер северный принёс

Первый утренний мороз

И лягушки в пруд нырнули ,

В ил забрались и уснули

И, когда холодным льдом Встанет крыша над прудом, Пусть лягушке там на дне

Сон приснится о весне.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, как зимуют лягушки ? (ответы детей)

Об этом нам расскажет Игорь

«Как зимую лягушки »

Рассказ ребёнка. Зимуют лягушки на дне водоёмов или где – нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лёд , а весной всё равно пробуждаются живыми и здоровыми.

Воспитатель : спасибо Игорь.

Знаете ли вы, как мы дышим? Мы вдыхаем воздух носом, набираем его в лёгкие и выдыхаем. Вот и лягушки так же дышат , но только не зимой. В состоянии зимнего покоя они дышат не лёгкими, а кожей. Именно это им помогает пережить трудное и холодное время.

Подвижная Игра «Кто быстрее»

Дети стоят на месте, лицом к середине круга, хлопают в ладоши. Ведущий держи игрушку в руке, скачет внутри круга поскоком, с окончанием музыки протягивает игрушку между двумя детьми, около которых остановится. Без музыки дети бегут за кругом в разных направлениях. Обежавший круг первым берёт игрушку и становится водящим.

10 слайд «Разноцветные сёстры»

Воспитатель : Кроме обычных лягушек на земле есть ещё много разноцветных.

Рассказ ребёнка Даша

Яркий цвет этих лягушек предупреждает других животных, чтобы они держались от этих лягушек в стороне , потому что они ядовиты. Тот, кто укусит её, может умереть. Эти ядовитые лягушки живут в джунглях , в Колумбии, на Мадагаскаре.

11 слайд «Самая маленькая лягушка »

Воспитатель : Самая маленькая лягушка была найдена , как ни странно высоко в горах. В южной части Перу, в горах Анды. Размеры очень миниатюрны, всего 10 - 13 миллиметров в длину.

12Слайд «Самая большая лягушка »

Воспитатель : Лягушка Голиаф - огромна , почти 6 килограмм. Это крупнейшая лягушка обитает только в Камеруне. Они могут жить только у водопадов и рек с кристально чистой водой.

13 слайд «Памятники лягушкам »

Во многих местах нашей земли, люди возводят памятники

лягушке .

Воспитатель : А сейчас ребята самое интересное, я вам предлагаю посмотреть фильм, как появляется лягушка . «От икринки до лягушки »

Воспитатель : Вот такая жизнь у лягушек .

Ребята, а мы можем сделать своих лягушек .

Для этого нам надо размяться.

(приглашаю детей на физкультминутку)

Физкультминутка

С оригами, с оригами

Мы волшебниками стали.

И листок бумаги тонкой (рисуем квадрат руками в воздухе) Можем превратить мы в волка (изобр. волка)

И в лисичку или в мишку (изобр. лису, медведя)

Даже в зайчика трусишку (изобр. зайца)

Мы руками поводили (делаем плавные движ. руками влево - вправо)

Получили крокодила (изобр. крокодила)

Смастерили не спеша мы щеночка малыша (изобр. щенка)

Кошечку усатую (изобр, кошечку)

Козочку рогатую (изобр. козочку)

Вот такими с оригами мы волшебниками стали.

1. У нас в руках квадрат.

2. Складываем бумаж. квадрат по одной диагонали, а потом по другой. Фиксируя всегда все линии сгиба пальчиком.

3. Берём два любым ближних друг другу угла и складываем их.

4. Так же и два противоположных угла бумаж. квадрата среднюю часть просто сдавливаем и сгибаем.

5. Вот такой бумаж. Треугольник у нас получился.

6. Один уголок загибаем.

7. Затем загнуть и второй угол.

8. В той части которую мы загибали, её углы так же загибаем (двойной загиб)

9. Переворачиваем поделку.

10. Ту часть которая осталась прямоугольной сгибаем во внешнюю сторону.

11. Теперь загибаем углы но немного отступаем от середины. Делаем так обе стороны и соответственно получается две ноги.

12. Сгибаем пополам лягушонка из бумаги .

13. А теперь делаем второй сгиб на туловище, но уже в другую сторону. Т. е получается так, сгиб в одну сторону ног (нижнюю часть, он ближе к голове, а сгиб в сторону верха лягушки , он ближе к ногам.

Вот такая прыгающая лягушка у нас получилась !

Воспитатель : - Ребята, лягушата почти готовы , как вы думаете, что не хватает для того чтоб наши лягушата ожили ? (ответы детей) Нарисовать глазки.

Воспитатель : - Правильно, им не хватает глаз. Ведь как гласит народная мудрость, глаза - это зеркало души. И значит, что нарисовав глазки нашим лягушатам , мы тем самым вдохнём в них душу, жизнь, то есть оживим их!

(дети нарисовали глазки лягушатам )

Воспитатель : - Ребята, произошло чудо, наши лягушата ожили ! А сейчас возьмите своих лягушат и подойдите ко мне .

Мы уже знаем где могут жить лягушки (ответы детей :в болоте, в речке, в пруду, в траве)

Посмотрите а у нас есть вот такое замечательное болото, давайте мы своих лягушат сюда и поселим , думаю им тут очень понравится (закрепляем поделки на картину) .

Рассматриваем что получилось.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель : Ребята, я слышу к нам спешат гости!

Танец лягушат (в исполнении детей из средней группы № з)

Подведение итога всего занятия

Ребята, вам понравилось наше занятие ? (ответы детей)

Что нового вы узнали? (ответы детей)

Что понравилось больше всего? (ответы детей)

Наше занятие подошло к концу , попрощаемся с гостями, пора нам возвращаться в группу.

Конспект занятия по экологии

На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями (УУД) . Одним из видов УУД являются действия познавательной направленности. В число общеучебных входят такие познавательные действия, как смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста и д.р.

Сформировать у учащихся данные учебные действия позволяет применение технологии развития критического мышления. Это универсальная, надпредметная технология, которая позволяет развивать критическое мышление школьников. В основе технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП), разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и др.).

По мнению С. И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской “... технология РКМЧП открыта и отвечает интересам школьников, поскольку для неё характерно не определение последовательности действий при движении от заданной цели к гарантированному результату, а обеспечение условий для формулирования самими учениками спектра разнообразных целей обучения и достижения как заранее определённых, так и непрогнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных целей и постановка новых, отличных от них” .

Технология предполагает широкий набор методических приёмов и стратегий ведения урока. Это кластеры, ИНСЕРТ, эффективная лекция, чтение с остановками, таблица “З – Х – У” и др. Но при использовании различных приёмов надо помнить о том, что главным является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

Цели урока.

Образовательные:

  • формирование знаний:
  • об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных, как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания;
  • об особенностях размножения;
  • о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к земноводным

Развивающие:

  1. развитие умения работать с текстом, критически анализировать информацию и её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Методы и приёмы:

  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения
  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации

Ход урока

1. Организационный этап

Урок начинается с предварительной организации, что позволяет подготовить учащегося к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.

Приветствие. На этом этапе определяется характер взаимоотношений учителя и ученика.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Активизация внимания.

Отгадайте загадки:

Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх!

Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.

О каком животном эти загадки? (лягушка).

2. Изучение нового материала.

Стадия “Вызов”

Учитель. Вы уже догадались, что речь на уроке пойдет о лягушке, которая является типичным представителем класса Земноводных (Амфибии).

“Земноводные” - На какую особенность указывает название класса? (Земноводные – слово русское, происходит от названий сред жизни этих животных, которые занимают наземную и водную среды жизни)

“Амфибии” - На какую особенность указывает второе название класса? (Амфибии– греческое слово, переводится как двоякодышащие, дышат с помощью легких и кожи)

Земноводные – переходная форма от водных животных к типично наземным.

Ученику предлагается познакомиться с маркировочной таблицей, которая отправляется по “Skype”:

Учитель сообщает о том, что обучающийся должен высказаться о том, что он знает о лягушках, и что хотел бы узнать.

После обсуждения учитель делает краткие записи в таблице со слов ученика для экономии учебного времени о том, что знает ученик о лягушках (лягушка мокрая, холодная, пучеглазая, скользкая, квакают, передвигаются при помощи конечностей – на суше прыжками, а в воде плавают).

Учитель. Но есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы (записывает в маркировочной таблице вопросы ученика, о чем он хотели бы узнать). Давайте подумаем, по каким смысловым блокам мы будем изучать земноводных?

В ходе обсуждения ученик с помощью учителя составляет предварительный кластер, который также оформляет учитель:

Минутка здоровья. Для активизации коры головного мозга в целом необходимо проведения пальчиковой гимнастики в качестве малых форм физической культуры на уроках. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

“Вертолет” - перемещаем карандаш между пальцами кисти.

“Кулак – кольцо” - поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

“Колечко” - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

Стадия “Осмысление содержания”

Учитель отправляет ученику по “Skype” текст и инструктирует его о том, что при работе с текстом необходимо проставлять пометки на полях (возможно работа с текстовым документом на компьютеру или можно распечатать текст):

  • “ v” – знакомая информация,
  • “ + ” – новая информация,
  • “ ? ” – непонятная информация.

Кроме того, учитель обращает внимание ученика на то, что они продолжают работу с маркировочной таблицей. После чтения текста учитель со слов ученика заполняют 3-ю колонку “Узнал новое”. Для этого нужно кратко в 2-3 словах сформулировать мысль.

Текст для учащихся

Класс Земноводные. “Лягушачьи тайны”

Лягушки – это поистине удивительные создания. Активны лягушки в тёплое время года, в конце сентября они уходят на зимовку. Места зимовок – незамерзающие участки рек.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожалягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом , они впитывают влагу всей кожей.

Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей. Шеи у лягушки нет, но она все же может поворачивать голову в стороны и наклонять ее. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищенные веками . Впереди глаз - пара ноздрей. Позади каждого глаза заметен небольшой кружок, затянутый кожей. Это наружная часть органа слуха - барабанная перепонка .

У лягушки хорошо развиты парные конечности. Кисть заканчивается четырьмя пальцами, между пятью пальцами задних ног – плавательные перепонки. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок.

Дыхание. Легкие имеют вид мешков, развиты слабо, и кожное дыхание для лягушки так же важно, как и лёгочное. Газообмен возможен только при влажной коже.

Кровеносная система. Сердце состоит из трех камер: желудочка и двух предсердий. Правое предсердие содержит только насыщенную углекислым газом венозную кровь, а левое - только артериальную, в желудочке

Это холоднокровное животное.

Питание. Лягушки питаются исключительно животной пищей , и только такой, которая движется. Это комары, мухи, жуки, черви, слизни, пауки, иногда мальки рыб. А вот кусать они не могут. Заметив стрекозу, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прилипает жертва. Когда лягушка проглатывает насекомое, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку. Взрослые лягушки нередко становятся добычей хищных птиц, во время зимнего сна в водоёме их могут поймать норки и выдры. Лягушками не прочь полакомиться аисты, цапли, журавли, филины, вороны, чайки.

Размножение.Травяная лягушка откладывает икру небольшим комком в неглубокие водоёмы. Головастик появляется через 7-9 дней. Внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом. Дышит головастик наружными жабрами, питается водорослями. Сначала у него появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие. Развитие головастика и превращение (метаморфоз) его в лягушонка длится 2 месяца. Лягушата появляются в конце июля. Хвост у них постепенно исчезает. Они могут размножаться с третьего года жизни.

Значение. Лягушки и жабы приносят колоссальную пользу, истребляя вредителей растений. Добывают эти земноводные и медведок, перекусывающих корни огурцов и помидоров. А ещё жабы истребляют ненавистного всем дачникам колорадского жука.

Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается, особенно это характерно для обучающихся с ОВЗ. Поэтому необходимо проведение упражнений, способствующих снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника.

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.

2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.

3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

Стадия “Рефлексия”

После работы над текстом учитель предлагает ученику вернуться к маркировочным таблицам, которая уже заполнена и отправлена ученику и посмотреть записи первой графы таблицы, определив все ли записи верны.

Далее учитель обращает внимание обучающегося на графу “Хочу узнать”. В ходе обсуждения ученик отвечают на все вопросы и совместно с учителем заполняют кластер кратко и емко о среде обитания, внешнем строении, внутреннем строении (дыхание, кровеносная система, питание, размножение) и значении в природе лягушек.

Заполненный кластер отправляется ученику.

3. Этап закрепления

Диагностика информационной грамотности.

Задание № 1

Прочитайте внимательно текст. Поставьте знак “+” или “-” напротив вопросов, в зависимости от того есть или нет на них ответы в тексте.

Лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. Тонкая и нежная кожалягушки всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделениям кожных желез. Периодически происходит линька. Лягушкам нет нужды пить воду ртом, они впитывают влагу всей кожей. Тело лягушки состоит из головы, туловища и конечностей

  1. Где обитает лягушка? (+)
  2. Какая кожа у лягушки? (+)
  3. Кем питается лягушка? (-)
  4. Какие отделы тела у лягушки? (+)
  5. Сколько конечностей у лягушки? (-)

Задание № 2.

Определите последовательности происходящего (напишите номера предложений в правильной последовательности).

  1. Лягушка откладывает икру.
  2. У головастика сначала появляются задние ноги, затем передние, развиваются лёгкие.
  3. Лягушата появляются в конце июля.
  4. Головастик появляется через 7-9 дней и внешне он напоминает маленькую рыбку с большим хвостом.

Задание № 3.

Найдите в тексте возможные ошибки.(Подчеркните ошибки)

Лягушки питаются растительной и животной пищей. А вот кусать они не могут. Когда лягушка проглатывает насекомое или травинк у, она закрывает глаза, глазные яблоки опускаются внутрь головы и проталкивают добычу в глотку.

Стадия “Размышления”

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя) ...
  • Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)...

4. Подведение итогов.

  • Выставление оценок.
  • Учащимся предлагается высказать свое мнение об уроке:

5. Домашнее задание

  1. Работа с текстом учебника
  2. Творческие задания (по желанию ученика):
  3. Написать мини-сочинение “Царевна лягушка”
  4. Стихи, загадки, народные приметы о земноводных
  5. Какие Земноводные занесены в Красную книгу

Литература

1. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Латюшин В.В., Шапкин В.А.-3-е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2002.-304 с.:ил.

3. Степанян Е.Н., Алексахина Е.М. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений.-М.:Издательский центр “Академия”, 2001.-120 с.

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).

2. Смелова В. Г. Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии // Биология в школе, 1996. – № 2. С. 38 – 41.

Использованные интернет-ресурсы.

1. Сайт международного журнала о критическом мышлении “Перемена” http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

2. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9



Рассказать друзьям