Русские народные сказки и патриотическое воспитание дошкольников. "сказка, как средство патриотического воспитания дошкольников"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Калинка»г.Нижневартовск

«Русская народная сказка как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Автор проекта:
Мингазова Ралия Рамиловнавоспитатель
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гипер- активности. Наблюдая за детьми младшего возраста, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы.
Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.
В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. В 2013 этого учебного года я решила создать педагогический проект по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками «Нравственно-патриотическое воспитание сказкой».
Цель проекта – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста в реализации ФГОС.
Задачи проекта:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно -патриотических качеств дошкольников.
3. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп и родителей.
Участники проекта – дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта: я предполагаю, что использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста, созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методы и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
По срокам проведения проект долгосрочный, рассчитанный на 1 год.
Этапы проведения проекта:
1. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
2. Основной этап (октябрь- апрель)
3. Заключительный апрель-(май)
Во время проведения подготовительного этапа была изучена методическая литература по этому вопросу.
Были проведены: анкетирование родителей по вопросу «Сказка в жизни вашего ребёнка», диагностика детей «Мой любимый сказочный герой».
Был сделан подбор библиотеки в книжный уголок, акция «Подари книгу детскому саду».
Был оформлен уголок для родителей по русским народным сказкам.
А также изготовлены наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра.
Изучение методической и педагогической литературы по вопросу нравственного воспитания младших дошкольников привело нас к выводу, что сказка по своей сущности вполне отвечает природе маленького ребёнка: близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей-дошкольников.
В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и патриотизма.
«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.
Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей») . Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).
Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса») «Заюшкина избушка».
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).
Для мальчиков - Иван Царевич, Богатыри (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).
Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – это опасно, можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди» ,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка» .Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».
Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка», «Мороз Иванович» , «Царевна-лягушка».
Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».
Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».
Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом дифференцированного подхода и ФГОС включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.
В работе мной используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ; словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок) ; игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. А так же с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.
Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, я стремлюсь помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай из какой сказки,“Продолжи сказку ” (описание героев) и другие.
На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.
Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценированиисказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.
Инсценирование используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Для младших дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, теневой театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.
Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. Поэтому на заключительном этапе нашего проекта мы планируем приготовить с детьми сказку «Заюшкина избушка» и показать её родителям и ребятам ясельных групп.
Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, не только развивает его фантазию, но и помогает понять выразительность речи. Само слово также «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Слово вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В сказках нравственно-патриотическое содержание усиливается так же музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих нравственно-патриотическое содержание.
В работе с дошкольниками в разделе слушание музыки использую несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, придумывают сказки.
В любом случае задача нравственно-патриотическое воспитание так или иначе решается в каждой сказке, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др.
Сказка также обличает трусость, жадность, желание легкой наживы и стремление жить за счет другого, хитрость и нечестность, лень и скупость и т. д.
Приступая к работе над м сказкой, мы стараемся включать все виды деятельности детей и используем интегрированный подход, обращаясь к помощи воспитателей, специалистов, родителей, детей разных групп.
Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая чтение воспитателя и беседуя о сюжете и героях, затем лепили Колобков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка; рисовали уже знакомых персонажей этой сказки на занятиях изо, кувыркались, «как Колобки» на физкультурном занятии, а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка. Таким образом, стремились строить воспитательный процесс на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки.
Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего проекта. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье.
Проведя анкетирование родителей, я отметила, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.
Тогда я поставила перед собой задачу – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий, которые провожу и буду проводить совместно с родителями. Это:
1. Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.
2. Дни открытых дверей и проведение совместных досугов.
3. Выставка работ детей и родителей «Я люблю сказки».
4. Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка. «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

Выполнила:Копина А.Н.

Название проекта:

Тип : социально-педагогический

Вид: ролево-игровой, межпредметный

Продолжительность проекта : долгосрочный

Возраст участников проекта: дети старшей группы

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов:

Форма работы : групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

Актуальность проекта

Гипотеза

  • дружба помогает победить зло
  • зло наказуемо
  • Цель проекта:

    Задачи:

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    -

    -

  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Линии развития личности:

  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • Ожидаемый результат:

    Обеспечение проекта:

    Теоретическое обеспечение:

    Методическое обеспечение:

  • «Методические рекомендации»
  • дидактические игры;
  • компьютер, магнитофон.
  • Методы проекта:

    1 этап. Подготовительный

    2 этап. Основной

    Организационные формы работы

    Разделы проекта

    Виды деятельности воспитателя

    Виды деятельности детей

    Настольный кукольный театр

    «Кот в сапогах»

    Варежковый театр

    Озвучивают действия героев

    Пальчиковый театр

    Развивают мелкую моторику рук

    Инсценировка сказок

    «Коза дереза»

    Игровая деятельность

    «Собери сказку»

    Изобразительная деятельность

    Работа с родителями

    Рефлексивно-оценочный этап:

    В конце проекта организовали

    Результативность проекта:

    «Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

    Выполнила:Копина А.Н.

    Название проекта:

    «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

    Тип : социально-педагогический

    Вид: ролево-игровой, межпредметный

    Продолжительность проекта : долгосрочный

    Возраст участников проекта: дети старшей группы

    Партнёры: воспитатели, родители

    Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

    Форма работы : групповая, фронтальная

    Сказка учит добро понимать,

    О поступках людей рассуждать,

    Коль плохой, то его осудить,

    Ну а слабый – его защитить!

    Дети учатся думать, мечтать,

    На вопросы ответ получать.

    Каждый раз что-нибудь узнают,

    Родину свою познают!

    Актуальность проекта

    Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

    Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

    Гипотеза

    Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло
  • добрые и миролюбивые побеждают
  • зло наказуемо
  • Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
  • Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

    Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

    Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

    Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Задачи:

    Образовательные:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
  • Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;
  • Воспитательные:

    - Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

    - Воспитывать у детей уважение к самому себе;

  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;
  • Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

    Линии развития личности:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
  • Ожидаемый результат:

    Реализация данного проекта позволит:

  • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
  • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
  • Обеспечение проекта:

    Теоретическое обеспечение:

  • журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989
  • Методическое обеспечение:

  • создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
  • «Методические рекомендации»
  • Диагностико-дидактическое обеспечение:
  • дидактические игры;
  • дидактическое пособие «Играем в сказку»;
  • Материально–техническое обеспечение:

  • компьютер, магнитофон.
  • Методы проекта:

    познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

    Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

    1 этап. Подготовительный

    Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).

    Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

    2 этап. Основной

    Организационные формы работы

    Разделы проекта

    Виды деятельности воспитателя

    Виды деятельности детей

    Художественно – речевая деятельность

    Занятие по ФЭМП, развитию речи и

    художественной литературы, по окружающему миру

    Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания

    Настольный кукольный театр

    Показ сказок «Смоляной бычек»,

    «Кот в сапогах»

    Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои

    Варежковый театр

    Показ сказки, «Волк и семеро козлят»помогает детям делать выводы

    Озвучивают действия героев

    Пальчиковый театр

    «Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра

    Развивают мелкую моторику рук

    Инсценировка сказок

    «Коза дереза»

    Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

    «Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

    Игровая деятельность

    Дидактические игры: «Узнай сказку»

    «Собери сказку»

    «Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

    Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

    Изобразительная деятельность

    Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

    Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

    Работа с родителями

    Помогает в организации совместного досуга

    Инсценировка сказки «Кот петух и лиса», совместный досуг «Путешествие по сказкам»

    совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;

    сочинение сказок на патриотическую тему

    Рефлексивно-оценочный этап:

    В конце проекта организовали

    Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились.

    Результативность проекта:

    Дети научились понимать смысл сказок

    Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

    С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

    Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

    Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

    Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

    Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

    Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.

    Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.


    Копина Анастасия Николаевна

    Статья: «Сказка, как средство патриотического воспитания».

    Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

    «Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут», - подчеркивала Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказывать детям, опираясь на следующие задачи воспитания и развития детей в соответствии с ФГОС:

    1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям.
    2. Развивать эмоциональную отзывчивость.
    3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
    4. Обогащать социальные представления о людях.
    5. Развивать интерес к родному городу и стране.
    6. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность и привязанность к семье.
    7. Развивать стремление к совместным играм взаимодействию в паре или небольшой группе.

    Дети выполняют с интересом тот вид деятельности, который адекватен их возрасту. Игра (игровая деятельность) – ведущая деятельность дошкольного возраста, основная форма практики для ребенка, и как любой вид деятельности сначала осуществляется совместно со взрослым.

    Основными методами социально-нравственного воспитания детей являются следующие:

    • Организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопления личного опыта, культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой группе.
    • Сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношения взрослых людей
    • Организация игр-драматизаций и театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояний людей.

    Игровая деятельность в патриотическом воспитании не всегда должна преобладать, уместно чередовать ее с другими видами деятельности, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, трудовой, музыкально-художественной, особенно с чтением (восприятием) художественной литературы. Реалистические рассказы, стихи, сказки являются для малыша одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, формировать нравственные качества и привычки поведения. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к народному языку. Поэтому одним из важнейших способов совместной деятельности взрослого и ребенка является чтение народного эпоса.

    Педагог широко использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые «раскрывают живописность языка» (К.Д. Ушинский). Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшает настроение детей. Но необходимо включать в педагогический процесс и русские народные сказки.

    Первая младшая группа: «Курочка ряба» (обр. К Ушинского), «Репка», «Колобок», «Теремок» (обр. М. Булатова).

    Вторая младшая группа: «Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого), «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» (обр. М Боголюбской), «Заюшкина избушка» (обр. О Капицы), «Лисичка со скалочкой»

    В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками: «Бычок – смоляной бочок», «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова), «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), «Жихарка» (обр. И. Карнауховой), «Бобовое зернышко», «По щучьему велению», «Лиса и журавль» (обр. А.Н. Толстого), «Девочка Снегурочка», « Превередница» (обр. В. Даля), «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой).

    Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудиторию. Впечатление ребят будут более сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.

    Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказа.

    Дети в старшей группе продолжают знакомиться с устным народным творчеством: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы), «Бабушка, внучка да курочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Иван-Царевич и Серый волк» (обр. И. Карнауховой), «Мороз, солнце да ветер», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» (обр. М. Булатова), «Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Липунюшка», «Кузьма Скоробогатый» (обр. А.Н. Толстого), «Белая уточка», «Волшебное кольцо» (обр. Афанасьева).

    В этой возрастной группе детей начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов. Они узнают, что хорошо знакомая сказка «Рукавичка» – украинская, «Легкий хлеб» – белорусская.

    С произведениями фольклора дети в подготовительной к школе группе знакомятся вне занятий и в основном с лучшими образцами народного творчества: «Царевна- лягушка» (обр. М. Булатова), «Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой), «Снегурочка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович» (обр. В. Одоевского), «Петух да собака», «Мужик да медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».

    Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитание любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

    А среди народного эпоса сказка – важнейшее средство в системе воспитания дошкольников. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение, так как сказка содержит в себе следующие особенности:

    Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

    Образность – особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

    Забавность сказок повышает интерес к ним.

    Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира («Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!»).

    Использование в работе с дошкольниками всех этих жанров устного народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств, формирование положительных качеств личности и национальных черт характера.

    Консультация для родителей на тему «Сказка как средство патриотического воспитания».

    Чувство родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребенок и что вызывает отклик в его душе.

    Методы и приемы патриотического воспитания могут быть разнообразными. Но при этом должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина первых чувств, понимание социальных явлений и др.).

    Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды и притчи можно условно разделить на три группы:

    мужские, где главный герой – персонаж мужского пола;

    женские, где главная героиня – персонаж женского пола;

    смешанные, где два главных героя – персонажи женского и мужского пола.

    Самые популярные сказки для формирования мужских черт характера – «Три поросенка» и «Колобок». В них показан важнейший для мужчин архетип борьбы. Причем если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. На этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, предпочтительные сценарии борьбы с ним и победы. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность и предусмотрительность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т.д.

    Эти сказки содержат три важные для мальчика идеи6 во-первых – адекватное восприятие реальности, во-вторых – представление о враге и безопасности, в-третьих – желание победить врага.

    Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, объединение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, в первую очередь мальчик выделяет модели поведения, помогающие достичь успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет качать мускулы. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать свой интеллект и т.д.

    Русские народные сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие перед врагом.

    Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко». Во всех женских сказках обязательно присутствует мужской персонаж. Героиня по-разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовит себя к супружеству. Эти сказки помогают девочке постичь смысл женственности.

    В каждой сказке имеется определенный набор символических уроков для героинь. Во-первых, на бессознательном уровне в женщине заложено желание найти достойного партнера, то есть выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий, преданный и готов всегда прийти на помощь.

    Символизм второго урока – способность женщины создать комфортную среду, где она чувствует себя спокойно и защищено, где ее сила приумножается.

    Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость являются основными проявлениями женственности в русской культуре.

    Смешанные сказки, в которых действуют антропоморфные герои, имеют одинаковую концовку и обязательно завершаются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.

    Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования положительных качеств личности и национальных черт характера.

    Выполнила:Копина А.Н.

    Название проекта:

    Тип : социально-педагогический

    Вид: ролево-игровой, межпредметный

    Продолжительность проекта : долгосрочный

    Возраст участников проекта: дети старшей группы

    Партнёры: воспитатели, родители

    Характер контактов:

    Форма работы : групповая, фронтальная

    Сказка учит добро понимать,

    О поступках людей рассуждать,

    Коль плохой, то его осудить,

    Ну а слабый – его защитить!

    Дети учатся думать, мечтать,

    На вопросы ответ получать.

    Каждый раз что-нибудь узнают,

    Родину свою познают!

    Актуальность проекта

    Гипотеза

    • дружба помогает победить зло
    • зло наказуемо

    Цель проекта:

    Задачи:

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные:

    -

    -

    • Пробуждать интерес к сказкам;

    Линии развития личности:

    • речевое развитие;
    • эстетическое развитие;

    Ожидаемый результат:

    Обеспечение проекта:

    Теоретическое обеспечение:

    Методическое обеспечение:

    • «Методические рекомендации»
    • дидактические игры;

    • компьютер, магнитофон.

    Методы проекта:

    1 этап. Подготовительный

    2 этап. Основной

    Организационные формы работы

    Разделы проекта

    Виды деятельности воспитателя

    Виды деятельности детей

    Настольный кукольный театр

    «Кот в сапогах»

    Варежковый театр

    Озвучивают действия героев

    Пальчиковый театр

    Развивают мелкую моторику рук

    Инсценировка сказок

    «Коза дереза»

    Игровая деятельность

    «Собери сказку»

    Изобразительная деятельность

    Работа с родителями

    Рефлексивно-оценочный этап:

    В конце проекта организовали

    Результативность проекта:

    как образцов патриотизма.

    «Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

    Выполнила:Копина А.Н.

    Название проекта:

    «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

    Тип : социально-педагогический

    Вид: ролево-игровой, межпредметный

    Продолжительность проекта : долгосрочный

    Возраст участников проекта: дети старшей группы

    Партнёры: воспитатели, родители

    Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

    Форма работы : групповая, фронтальная

    Сказка учит добро понимать,

    О поступках людей рассуждать,

    Коль плохой, то его осудить,

    Ну а слабый – его защитить!

    Дети учатся думать, мечтать,

    На вопросы ответ получать.

    Каждый раз что-нибудь узнают,

    Родину свою познают!

    Актуальность проекта

    Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

    Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

    Гипотеза

    Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

    • дружба помогает победить зло
    • добрые и миролюбивые побеждают
    • зло наказуемо

    Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

    • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

    Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

    Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

    Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

    Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
    • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
    • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

    Развивающие:

    • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
    • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
    • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;

    Воспитательные:

    - Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

    - Воспитывать у детей уважение к самому себе;

    • Пробуждать интерес к сказкам;
    • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;

    Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

    Линии развития личности:

    • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    • развитие мышления и воображения;
    • речевое развитие;
    • эстетическое развитие;
    • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

    Ожидаемый результат:

    Реализация данного проекта позволит:

    • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
    • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Обеспечение проекта:

    Теоретическое обеспечение:

    • журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989

    Методическое обеспечение:

    • создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
    • «Методические рекомендации»
    • Диагностико-дидактическое обеспечение:
    • дидактические игры;
    • дидактическое пособие «Играем в сказку»;

    Материально–техническое обеспечение:

    • компьютер, магнитофон.

    Методы проекта:

    познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

    Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

    1 этап. Подготовительный

    Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).

    Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

    2 этап. Основной

    Организационные формы работы

    Разделы проекта

    Виды деятельности воспитателя

    Виды деятельности детей

    Художественно – речевая деятельность

    Занятие по ФЭМП, развитию речи и

    художественной литературы, по окружающему миру

    Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания

    Настольный кукольный театр

    Показ сказок «Смоляной бычек»,

    «Кот в сапогах»

    Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои

    Варежковый театр

    Показ сказки, «Волк и семеро козлят»помогает детям делать выводы

    Озвучивают действия героев

    Пальчиковый театр

    «Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра

    Развивают мелкую моторику рук

    Инсценировка сказок

    «Коза дереза»

    Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

    «Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

    Игровая деятельность

    Дидактические игры: «Узнай сказку»

    «Собери сказку»

    «Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

    Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

    Изобразительная деятельность

    Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

    Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

    Работа с родителями

    Помогает в организации совместного досуга

    Инсценировка сказки «Кот петух и лиса», совместный досуг «Путешествие по сказкам»

    совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;

    сочинение сказок на патриотическую тему

    Рефлексивно-оценочный этап:

    В конце проекта организовали

    Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились.

    Результативность проекта:

    Дети научились понимать смысл сказок

    Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

    С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

    Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

    Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

    Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

    Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

    Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.

    - Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

    Выполнила:Копина А.Н.

    Название проекта:

    «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

    Тип : социально-педагогический

    Вид: ролево-игровой, межпредметный

    Продолжительность проекта : долгосрочный

    Возраст участников проекта: дети старшей группы

    Партнёры: воспитатели, родители

    Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

    Форма работы : групповая, фронтальная

    Сказка учит добро понимать,

    О поступках людей рассуждать,

    Коль плохой, то его осудить,

    Ну а слабый – его защитить!

    Дети учатся думать, мечтать,

    На вопросы ответ получать.

    Каждый раз что-нибудь узнают,

    Родину свою познают!

    Актуальность проекта

    Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

    Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

    Гипотеза

    Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

    • дружба помогает победить зло
    • добрые и миролюбивые побеждают
    • зло наказуемо

    Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

    • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

    Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

    Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

    Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

    Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
    • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
    • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

    Развивающие:

    • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
    • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
    • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;

    Воспитательные:

    - Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

    - Воспитывать у детей уважение к самому себе;

    • Пробуждать интерес к сказкам;
    • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;

    Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

    Линии развития личности:

    • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    • развитие мышления и воображения;
    • речевое развитие;
    • эстетическое развитие;
    • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

    Ожидаемый результат:

    Реализация данного проекта позволит:

    • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
    • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Обеспечение проекта:

    Теоретическое обеспечение:

    • журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я» 2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989

    Методическое обеспечение:

    • создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
    • «Методические рекомендации»
    • Диагностико-дидактическое обеспечение:
    • дидактические игры;
    • дидактическое пособие «Играем в сказку»;

    Материально–техническое обеспечение:

    • компьютер, магнитофон.

    Методы проекта:

    познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

    Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

    1 этап. Подготовительный

    Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).

    Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

    2 этап. Основной

    Организационные формы работы

    Разделы проекта

    Виды деятельности воспитателя

    Виды деятельности детей

    Художественно – речевая деятельность

    Занятие по ФЭМП, развитию речи и

    художественной литературы, по окружающему миру

    Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания

    Настольный кукольный театр

    Показ сказок «Смоляной бычек»,

    «Кот в сапогах»

    Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои

    Варежковый театр

    Показ сказки, «Волк и семеро козлят»помогает детям делать выводы

    Озвучивают действия героев

    Пальчиковый театр

    «Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра

    Развивают мелкую моторику рук

    Инсценировка сказок

    «Коза дереза»

    Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

    «Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

    Игровая деятельность

    Дидактические игры: «Узнай сказку»

    «Собери сказку»

    «Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

    Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

    Изобразительная деятельность

    Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

    Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

    Работа с родителями

    Помогает в организации совместного досуга

    Инсценировка сказки «Кот петух и лиса», совместный досуг «Путешествие по сказкам»

    совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;

    сочинение сказок на патриотическую тему

    Рефлексивно-оценочный этап:

    В конце проекта организовали

    Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились.

    Результативность проекта:

    Дети научились понимать смысл сказок

    Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

    С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

    Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

    Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

    Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

    Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

    Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в старшем возрасте.

    Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.




    Рассказать друзьям