Конспект занятия «Как рубашка в поле выросла» (экспериментальная деятельность). Название проекта «Как рубашка в поле выросла? Слова для запоминания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема музейного занятия: «Как рубашка в поле выросла» на базе этнографического музея мастерской «Потомки»

ГБОУ ЦДОД, г. Москва

Педагог-организа тор, руководитель музея Маркова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Тема «Как рубашка в поле выросла» не новая, возможно, она предлагается в каждом этнографическом музее. Но в тоже время, она остаётся актуальной, так как льняная одежда экологична и интерес к ней последнее время возрастает. Разница подачи это темы в наличии различных музейных предметов. Данная тема может быть интересна широкому кругу посетителей, как детям, так и взрослым. Выбор возрастной группы «начальная школа» обусловлен тем, что дети разных соседних школ 2-4 класса приходят к нам в музей по абонементу (1 раз в месяц) и течение 2 лет идёт плановое знакомство с бытом русского народа, с его ремёслами, обрядами и обычаями.

Возможность использования данных материалов в образовательных учреждениях достаточно широка, так как эта тема обзорно даётся на уроке «Окружающий мир» и у детей может создаться впечатление о лёгкости данного труда. На примере музейного занятия, с использованием музейных предметов, тема раскрывается глубже, и ребята проникаются уважением к женской работе. Так же эта тема может быть полезной для детей 5-х классов (девочек) в дополнение к урокам технологии (к теме «Материаловедени е»).

Цель: Показать детям процесс создания одежды от льняного семечка до рубашки.

Задачи:

Образовательные:

1.​ Рассказать о каждом этапе женской работы со льном

2.​ Рассмотреть с детьми промежуточные стадии обработанного льна и фрагментов ткани

3.​ Объяснить разницу между бранным и закладным ткачеством на образцах тканей

4.​ Показать работу ткацкого стана

Воспитательные:

1.​ Воспитать внимание и умение принимать новую информацию

2.​ Воспитать уважение к женской работе

Развивающие:

1.​ Развивать любознательность

2.​ Развивать интерес к народным ремёслам

Форма работы - экскурсия по абонементу, то есть, ребята приходят в музей не в первый раз (поэтому нет общей информации, где они находятся) и информация о музейных предметах ограничена конкретной темой.

Методы подачи темы: показ музейных предметов и вспомогательных элементов во время лекции; тактильное общение с отдельными вещами;

наглядный показ работы ткацкого станка.

Необходимое материально-техн ическое обеспечение:

1.​ Семена льна

2.​ Метёлки льна с коробочками и без

3.​ Мялка для льна (можно использовать иллюстрацию - как мнут лён)

4.​ Трепало

5.​ Кудель (можно заменить «сан техническим» льном)

6.​ Веретёна

7.​ Фрагмент небелёного льна

8.​ Фрагменты домотканой ткани с бранным и закладным ткачеством

9.​ Фрагменты рубахи, которые могли переставляться с одной на другую - рукава, подставы.

10.​ Полотно собранное из учебных фрагментов (ткачества, рвзличной вышивки, вязания)

11.​ Готовая рубашка

12.​ Вспомогательные материалы: рисунки (фотографии) этапов, которые нельзя показать вживую, игрушки.

Конспект занятия

В начале, вопрос - может ли рубашка вырасти? (обычно мнения делятся) - прошу обосновать ответы и своё мнение. В общих рассуждениях приходим к выводу, что расти может растительный материал, из которого получают волокно и нитки для создания ткани (лён, хлопок, конопля, крапива). Попутно вспоминаем сказку «Дикие лебеди» Андерсена. Ребята обычно хихикают по-поводу конопли и крапивы, но объясняю, что в северных приморских районах лён не всегда давал хороший урожай, а крапива была всегда и везде. По волокнистости она уступает льну, но из крапивного волокна делали ткань на паруса, которая выдерживала и шквалистый ветер и морскую воду, а также плели сети. Из более грубых очесов веревки и канаты, без которых тоже нельзя обходиться морякам и рыболовам. Интересный факт: оказывается, что из 4 кг сырой крапивы получают 50 грамм готовых ниток. Конопля лучше росла в южных регионах и делилась на мужские и женские особи.

Но основная тема - это обработка льна.

Первое, это знакомство с семенами. Каждый может их потрогать (в большой миске), ощутить их шелковистость и масленичность (прилипание к рукам).

Оказывается, что от посева, до пошива льном занимались только женщины (мужчины могли помочь вспахать поле). Ехать к полю старались длинной дорогой - чтобы лен был «долгим» (длинным). Если поле находилось близко от деревни, могли объехать его 2-3 раза вокруг. По дороге пели песни, восхваляя будущий урожай. Обряд посева проводили в разных регионах немного по-разному. Где-то сеяли босиком, где-то в одной нижней рубашке. Иногда женщины, у которых было много детей, перед посевом катались по полю, делясь своим плодородием с землёй.

В период, когда лен зацветал, поле издалека напоминало озеро с колыхающейся (от ветра) поверхностью. А когда в коробочках созревали семена, то над полем стоял теплый шелест. Вот послушайте (показываю небольшой снопик созревшего льна и трясу его - он издает приятный треск). А ведь это маленький пучок, и можно представить, как звало целое поле.

Во время сбора урожая лен выдергивали с корнем (в них продолжаются волокна), обмолачивали порой сразу на поле. Для этого укладывали на землю широкую холстину (из двух, трех полотен), поверх ставили деревянный «гребень» (вертикальную доску на подставке с выпиленными глубокими треугольниками). Стоя с одной стороны от гребня, укладывали пучки льна сверху верхушками от себя и сквозь эти пропилы протаскивали, чтобы с обратной стороны гребня осыпались коробочки с семенами. После этого связывали в небольшие снопы и укладывали в водоем (желательно в проточный, но за неимением реки могли использовать пруд или озеро). Поверх снопов клали груз и помечали место (шестом со своим знаком - тряпочкой, кусочком ленты, веревки и т.д.) и выдерживали до трех недель.

Затем лен начинали мять специальными мялками (показываю на картинке и саму мялку). Иногда для этих целей использовали ступу с пестом для зерна. Этот процесс необходим для того, чтобы максимально разломать внешнюю оболочку стволиков льна - костру. Часть её отваливалась на этом первом этапе, остальные кусочки вычесывали различными «щетями» (щетками и гребенками сначала редкими, потом все более частыми - показываю на картинке и наглядный ряд реальных предметов). Под конец остается длинная ровная и чистая кудель (из каждого пучка отдельная пасма). Пасмы сворачивали винтом и укладывали в сундук между вещами (до начала прядения).

Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки.

Задаю вопрос: во сколько начинается вечер? Вариантов порой много, но подвожу к мысли, что вечер начинался с заходом солнца или даже чуть раньше (ведь в избе освещение было лучинное или масленое и полумрак был постоянным).

Зачем так много ниток? Во-первых, каждую спряденную нить свивали вдвое для прочности.

Показываю на примере. Вытягиваю часть волокон из кудели и скручиваю ее в нитку, после этого дергаю в разные стороны - нить рвется. Повторяем опыт, но прежде чем дернуть, свиваем нить вдвое. Результат - нить звенит и не рвется. Можно изначально выбрать двух желающих и провести опыт параллельно.

Во-вторых, проводим расчет количества ткани на одну рубашку.

На стран (от плеч до щиколотки) необходимо 4 длины (1 длина 1м 50 см) + на рукава 3 длины (1 длина 1м). Итого 9м на одну рубаху + 1 м расходных нитей (показываю на ткацком стане) - это минимальная заправка. Но на одну рубаху никогда не заправляли (минимум на 3 шт) + 1 м расходных нитей. Поэтому длина ниток (двойных) должна быть минимум 28 м. При ширине стана 45 см (на примере нашего) в бердо для получения ткани необходимо вставить 400 пар (двойных ниток) длиной 28 м. Получаем 11200м. И это только долевые нитки. Количество уточных ниток рассчитать достаточно сложно, так как все зависит от плотности ткачества. И это только на 3 рубахи, а нужны были и полотенца, и простыни, и ткань на порты, на поневы или сарафаны, на верхнюю одежду. Правда на последние предметы необходима была шерсть, но ее тоже нужно было начесать, спрясть, свить, соткать и т.д. Поэтому повторюсь: Долгими зимними вечерами все женское население пряли нитки. И если в семье было мало женщин, то и мальчики и юноши могли привлекаться к этому процессу.

1 марта собирали ткацкие станы и до 1 мая ткали. За эти два месяца необходимо было переткать все, что напряли. В богатых семьях было минимум 2 стана (для шерсти и для льна).

Но ткать все равно начинали со льна, потому что ткань изначально получалась серого цвета и первые холсты выкладывали на снег, чтобы весеннее солнце выбелило их. После схода снега выкладывать начинали с вечера на молодую траву, чтобы на ткань выпала роса и утреннее солнце так же помогало «выбеливанию». Но не только солнце использовали для этих целей. Выдерживали в бочках с щелоком (разведенной в воде золе). Но в первый год шить было некогда (работа в огороде и поле отнимала много времени). «Летом день год кормит» - говорили в старину. Ведь надо было и посеять, и вырастить, и сохранить, а еще и для животных корма на косить на пол года - дел хватало.

И только следующей зимой (параллельно с новой порцией прядения льна) начинали кроить, вышивать отдельные детали, и после этого шить рубаху.

Особо рукодельные девушки могли заранее (в процессе ткачества) заткать орнамент на стане (полосы при помощи цветных нитей, иногда совмещая лен и шерсть), повторяя его 4 раза. Из широких полос выполнялась «подстава» - часть рубахи выступающая из-под поневы или сарафана. Хорошо сохранившиеся могли переставляться с одной рубахи на другую. Узкие полоски использовались как тесьма и могли использоваться и по вороту, и на рукавах, и для отделки других деталей костюма.

Показываю различные варианты подстав и затканной тесьмы в полотне.

Существовало несколько видов узорного ткачества - бранное, закладное, много ремизное. Иногда, чтобы понять, какое ткачество было использовано, необходимо было взглянуть на изнанку - бранное имеет другой вид с изнанки, а закладное выглядит, так же как и на лицевой стороне. И к тому же, если посмотреть на просвет, вокруг каждого вытканного элемента, в местах смены цвета есть маленькие дырочки - это не брак, а технологический приём.

Еще одной роскошью и доказательством высокого мастерства были «красные рукава» особенно целиком вытканные. Их так же могли переставлять с одной рубахи на другую.

Показываю различные варианты рукавов - целиком вытканных и с нашивной отделкой.

Лен конечно прочная ткань, но и у него есть свои пределы. Человеческий пот от постоянной физической нагрузки разъедал ткань и поэтому отдельные детали заменялись чаще других.

Например: за летний сезон мужская рубаха «спревала», то есть ткань становилась как решето. Недаром на спину рубахи (с изнанки) подшивали «подоплеку» - подкладку, которая чаще менялась, продлевая жизнь самой рубахе. Так же частой замене подлежали «ластовицы» - квадратные вставки под рукавами для свободы движения.

Но девушки не сразу садились шить рубаху. Сначала они постигали азы рукоделия на небольших образцах. Показываю ряд образцов собранных в одну полосу, состоящий из тканого фрагмента, различных вышивок, вязания.

Если группа детей была внимательной и активной (в ответах на вопросы), то предлагаю померить готовую рубаху одной, двум девочкам (самым активным).

Заключительным этапом является показ процесса ткачества на ткацком стане (по группам).

Небольшой группе ребят (5-7 человек) рассказываю, как меняются местами нитки в процессе тканья, показываю, за счет чего и прокладываю 2-3 утка. Группа ребят меняется. Если класс не очень большой и есть дети, которые активно отвечали на попутные вопросы во время лекции, то их можно поощрить, разрешив самим попробовать проложить 2-3 утка. Это стимулирует активность на следующих встречах.

Приложение






Конспект по познавательному развитию
«Как рубашка в поле выросла.»

Программные задачи::
1 . Познакомить детей с процессом выращивания и обработки льна, технологией изготовления крестьянами одежды.
2. Закреплять знания об орудиях труда, их значение, умение правильно называть и узнавать на иллюстрациях и находить их в мини-музее.
3. Развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.
4. Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
5. Воспитывать уважение к нелёгкому труду крестьян.

Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций «Как выращивали лён» , «Цветущий лён» , «Как наши предки шили одежду» . Рассматривание семян льна; рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм» . Чтение рассказов К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» ; «Как Мите сшили сюртук» . Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» . Рассказывание русских народных сказок «Мудрая дева» , «Хаврошечка» . Слушание русской народной песни «Ой ты, прялица». Разучивание русской народной песни «Вот те гребень» . Разучивание русской народной игры «Прялица» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла» . Беседа по рассказу К.Д. Ушинского «Как Мите сшили сюртук» . Беседа по содержанию русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Материал. Рубаха, штаны, сарафан, фартук, поясок, прялка, веретено, иллюстрации с изображением выращивания льна и орудий труда.
Ход деятельности.
Воспитатель: Сегодня ребята, мы свами поговорим о старинной одежде: она чем-то похожа на современную, а чем-то отличается. А еще узнаем из чего сшита эта одежда.
Посею я, млада, ленку
При дорожке, при толку.
Ты расти, расти ленок,
Тонок, долг и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семянист!

Лён выращивали, чтобы из него шить одежду для всей семьи.
Маленькие блестящие семена льна разбрасывали по полю и приговаривали:

Зародится, мой льнище,
И долог, и тонок,
Золото коренье,
Серебряно семя!

Когда синие цветочки опадали, головки подсыхали, лен выдергивали с корнями, завязывали снопики, приговаривали: «Ты удайся мой ленок!», чтобы лён вырос густым, крепким. Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля) , трепали (разделяли стебель на тонкие волокна) , чесали (выравнивали льняные пряди) . С 18 октября, на день Харитины, женщины и девушки начинали прясть. В народе говорили: День Харитины-первые холстины. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Прялица» .
Дети считалкой выбирают игрока. Если это мальчик, то ему предлагают выбрать в пару девочку (и наоборот) .Пара стоит в центре круга.Остальные дети стоят кругом и поют:
Уж ты прялица-кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку полядывать.
Во беседе нет весельица,
Моя мила не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу тёмненька,
Из-за садику зелененька.

Во время песни девочка и мальчик быстро вертятся в одну и другую стороны. С окончанием слов песни они по русскому обычаю трижды целуются и уступают место другой паре. Игра продолжается.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали, превращая в нити.
Ребята, потрогайте льняную нить. какая она?
Дети: Длинная, прочная.
Воспитатель:
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится.

Из ниток на ткацком станке делали ткань. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы.
А сейчас отгадайте, из какой это сказки.

1. Ткать холсты героине помогала коровушка?
Дети: Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою пряжу?
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

3. Мороз подарил девочке платье, расшитое серебром и золотом?
Дети: Русская народная сказка «Морозко» .

4. В какой сказке царь дал приказание: «Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.» , а она наказывала: «Скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать» ?
Дети: Русская народная сказка «Мудрая дева» .
Воспитатель: Все женщины в русской деревне умели прясть, ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи. Из чего же они шили одежду?
Дети: Из полотна.
Воспитатель: а какую одежду они шили из полотна?
Дети: Рубахи, штаны, сарафаны, фартуки.
Воспитатель: Одежда, сшитая из полотна, называлась домотканной. Чтобы что-нибудь сшить, нужно «отрубить» полотно, то есть – обрезать. «Рубаха»- сшитое полотнище. Именно она, по мнению наших предков, являлась оберегом от сглаза, злых духов. Все, от мала до велика, носили рубахи. Повседневные рубахи, обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу нечистым силам. В праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой, вышивка тоже считалась оберегом. Замужние женщины всегда носили фартук.
А когда сейчас надевают фартук?
Дети: Когда готовят еду и моют посуду.
Воспитатель: В сарафанах сначала ходили женщины только из царской семьи, знатные боярыни. Сарафаны шили из парчи, бархата, шелка и украшали их вышивкой и драгоценными камнями. постепенно сарафан стал одеждой для всех женщин на Руси.
На праздник шили нарядные, яркие сарафаны, украшали вышивкой. Под сарафаны одевали длинную рубашку с рукавами.
А теперь отгадайте загадки. Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной вещи, а тот, кто отгадает, находит и показывает одежду.
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел.
(штаны)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями,
В одно входишь,
А в три выходишь?
(рубаха0

Каждый день по утру,
Надеваю я трубу,
Ну не догадаться Вам!
Она зовётся..
(сарафан)

Целый день я в нём хожу,
Словно в обруче.
(пояс)
Любили наши предки повеселиться. Давайте и мы встанем и споём песню «Вот те гребень» .

Вот мы с вами и узнали, как делали рубахи в старину
Нить и полотно наделялись волшебными свойствами. А еще ниточка и полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Я надеюсь, что он у вас будет счастливый, и чтобы ваша дорога всегда была ровной и гладкой.

Конспект НОД

«Как рубашка в поле выросла»

Задачи:

1. Познакомить детей с традиционным русским народным костюмом, с его

составными частями, декоративными элементами.

2. Обогащать словарный запас за счёт названия одежды, а также малых форм устного народного творчества.

3. Развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов.

4. Расширять интерес к национальной культуре.

Предварительная работа: чтение К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла?», сказки «Лен», рассматривание иллюстраций, рисование тканей, аппликация «Укрась одежду», заучивание пословиц, поговорок.

Словарная работа: косоворотка, понева, пряха, веретено.

Воспитатель приходит в группу с сундуком, а сундуке русская народная одежда.

Ребята! Сегодня я хочу вам рассказать о рубахе как основе русского народного костюма. Одежда в старину была простой и удобной. Шили ее из льняного полотна и домотканой шерстяной материи. Забот у хозяйки хватало. Не успеешь лен обработать, шерсть напрясть – люди засмеют, скажут: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков была рубаха.

Это женская рубаха. Она длинная, до полу. Впереди на женской рубахе посередине горловины разрез. Низ рубахи, рукава и горловина украшены вышивкой.

- Детская одежда в Древней Руси , как у мальчиков, так и у девочек состояла из одной рубашонки. Интересен тот факт, что сшитой, не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. Считалось, что такая рубаха убережет малыша от порчи и сглаза, недоброго колдовства. В народе так говаривали: «Не поносишь старого - не поносишь и нового».

Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. «Каков мастер - такова и работа»

Её носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Мужская рубаха корче женской, только до колен. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен берет начало выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое- как. Кроме того, у старинной рубахи разрез расположен сбоку. Поэтому такую рубаху называли косовороткой.

Есть такая старая пословица: «По одежке встречают, по уму провожают»

Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: откуда он родом, богатый или бедный, замужем женщина или нет.

- Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен и из него делали ниточки, из ниточек – полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

Вы видели, чтобы рубашки в поле росли? Хотите узнать, как рубашка появилась на свет? (Рассматривание дидактического пособия «Как на Руси лен выращивали?»)

Изготовление рубахи.

Непосредственному шитью рубахи предшествовало несколько ритуальных этапов, связанных с производством необходимого для неё материала. Посев, выращивание и обработка льна были процессом длительным и трудоёмким.

Лён, голубой цветочек,

Сколько муки тебе суждено.

Мнут тебя, трепят и мочат,

Из травинки творя полотно.

Всё в тебе обрекли умиранью,

Только часть уцелеть должна,

Чтобы стать драгоценною тканью,

Что бела, и тонка, и прочна...

И когда мастерица садилась ткать, она испытывала чувство благоговения к нитям, а рождённый под её руками холст имел сакральное, магическое значение, служил связующим звеном между человеком и окружающим его миром. Этот фактор и определил логику кроя народного костюма: изначально, видимо, без применения режущих инструментов, а затем – при отсутствии любых, даже самых незначительных отходов.

Сколько же времени проходило, пока из растения лён получалась рубашка?

Почти два года…

Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Сейчас я предлагаю вам соединить начало и конец русских народных пословиц.

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

Скучен день до вечера,…….. коли делать нечего.

Какова пряха, …………………такова на ней и рубаха.

Рядись, не стыдись,………………. а работать не ленись.

Умелые руки ………………………не знают скуки.

Хочешь есть калачи, ……………….не сиди на печи.

Не откладывай на завтра то, ……………….что можно сделать сегодня.

На бога надейся, ……………………а сам не плошай.

Взялся за гуж, ………………………………..не говори, что не дюж.

Терпенье и труд – …………………………………всё перетрут.

Труд кормит, …………………………..а лень портит.

Отделка рубахи

Рубаху традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.

Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в покоснице с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в пожнивную рубаху.

Узоры оберегали от всяких бед! На рубахах, сарафанах, поневах, передниках вышивали знаки солнца, огня, воды, поля.

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живёт,

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзага

В узоры вытканы не зря

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Я приглашаю вас побыть мастерицами и мастерами. Давайте тоже украсим рубахи узорами. Только украшать мы будем не нитками с иголкой, а цветным фломастером. Выберите себе понравившиеся орнаменты и нарисуйте их на макетах русской рубахи.

На память о сегодняшнем занятии я подарю вам памятки с народными пословицами

Рубаха кафтана к телу ближе.

Рубаха - трут трутом, на плечах перегорела.

Рубашка беленька, да душа черненька.

Рубашка износится, а доброе дело не забудется.


Программное содержание :

1. Познавательные задачи : развивать познавательный интерес к окружающему, познакомить детей с этапами изготовления изделий изо льна, дать понятие о русском национальном костюме; познакомить с технологией изготовления тканей в прошлом и настоящем, уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, вызывать интерес и бережное отношение к одежде. 2. Развивающие задачи : расширять кругозор, развивать память, воображение и мыслительную деятельность детей, художественно-эстетическое восприятие изделий народного творчества (льняные вышитые изделия, русский костюм). 3. Речевые задачи : развивать речь, обогащать словарь детей. 4. Воспитательные задачи : воспитывать интерес к прошлому нашей страны, культуру общения, уважение к труду взрослых, желание больше знать. Предварительная работа : Беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне, сюжетно - ролевая игра: «Магазин одежды», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону», экскурсии в мини-музей «Русская изба», на мини-выставку тканей, в Егорьевский историко-художественный музей. Материалы и оборудование : видеофильмы «Как рубашка в поле выросла» по рассказу К.Д. Ушинского, «Как делают льняную ткань», презентации «Как лен растет», «Как рубашка в поле выросла: из чего и как делают одежду».

Ход ООД.

Воспитатель : Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые, просто загляденье: чистая и опрятная одежда всегда выглядит нарядно. Вы знаете, где берут одежду?

Дети: Ее покупают в магазине, на рынке.

Воспитатель : А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла. Вы хотите узнать, почему так говорили? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена.

Просмотр видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».

Воспитатель : Ну что, поняли, как рубашка в поле растет?

Про какое растение говорилось в фильме? (Про лен).

Просмотр презентации «Как растет лен». (см. категорию "Презентации")

Слайд 1. Воспитатель : Это - семена льна. Их сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен: руками из лукошка.

Слайд 2. Он рос, становился зеленой травкой,

Слайд 3. а когда зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

Физкультминутка «Цветы» (выполнение движений в соответствии с текстом)

Раз, два, три — выросли цветы!

Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

Стало им приятно и тепло.

Ветерок налетел - Стебелёк закачал:

Стебелек качнулся влево,

Наклонился низко,

Стебелек качнулся вправо,

Наклонился низко.

Ветерок, улетай, улетай,

Ты цветочки не ломай.

Слайд 5. - Когда лен достают из земли? (Когда цветы льна опали.)

Слайд 7. Потом лён молотят - выбивают из метёлок зёрна, отделяют коробочки от стеблей.

Слайд 8. - Что делали со льном, когда он просох? (Опустили в воду, камнем прижали.)

Слайд ы 9, 10. - Когда вынули лен из воды, что с ним делали? (Стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем.)

Слайд 12. А потом отец принес ткацкий станок, стали на нем ткать полотно.

Слайд 13. - Что делали с полотном? (Его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался.)

Воспитатель : Молодцы! Всё правильно запомнили. Давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Вырастим лён». Дети идут по кругу и имитируют действия в соответствии со словами: сеют, растут (присели-встали), цветут (цветок из ладоней), выдергивают, снопы складывают, топят в речке, колотят (на колене), чешут, прядут, ткут, расстилают, водой брызгают, режут (ножницы), шьют.

Слайд 14. Воспитатель: Вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Рубаха была древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков. Женская рубаха была длинная, до полу. Впереди на ней посередине горловины делали разрез. Низ рубахи, рукава и горловину украшали вышивкой. Кроме того, у старинной мужской рубахи часто ворот (разрез) расположен сбоку (не прямо по центру, а вкось). Поэтому такую рубаху называют косовороткой. Мужская рубаха короче женской, только до колен.

Слайд 15. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен появилось выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое-как.

Слайд 16. По умению изготовить рубаху судили о мастерице. Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: «Какова пряха - такова и на ней рубаха».

Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Недаром о труде у нас сложено много пословиц. Постарайтесь запомнить эту: «Терпенье и труд всё перетрут» (повторение хором и индивидуально). Слайд 17. И в наше время льняные вещи пользуются спросом у взрослых и детей, потому что одежда изо льна не только красива, но и приятна к телу, безвредна, впитывает влагу.

В современном мире лен сеют не руками, а машинами. Давайте посмотрим, как в наше время изо льна делают одежду.

Просмотр видео «Как делают льняную ткань»: https://www.youtube.com/watch?v=hmAgRWmiJjo

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали, на себя надевали». (Лён) Увидев красивые льняные вещи, вспомните, какой долгий путь прошел лён от семечка до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца. Поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей! Понравилось вам наше занятие? Интересно было? Сегодня перед сном я прочитаю вам сказку Г.Х.Андерсена «Лён».

Сказка Г.Х.Андерсена «Лён».

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди. — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые!

И они жалобно заскрипели:

— Вовсе не конец! — сказал лён, — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдёт дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнём, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в своё удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

«Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. Ох!»

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везёт! А колья-то всё твердили: «Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!» Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всём околотке не найдётся лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар вышло!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было моё назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но всё же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и бельё износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное невозможно!

И вот бельё разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я всё ещё не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чём, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведёт меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: «Ну, вот и песенке конец», — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвёл прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и всё, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

«Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Этого мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!»

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперёд. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперёд! Всё на свете постоянно идёт вперёд, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обёртку масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушнее пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по чёрной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой.

В помощь учителю методические разработки уроков

Конспект № 1.

Тема занятия. "Как рубашка в поле выросла" (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского).
Содержание. Знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды.

Вступление

Педагог . Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде: в чем-то она похожа на современную, а чем-то отличается. Разобраться в этом нам поможет кукла Дуся. (Показывает куклу.) Во что она наряжена?

Назвать вещи детям помогут загадки:
Один вход - три выхода. (Рубашка)
Днем как обруч,
А ночью как уж. (Пояс)
В липовом корытце
Живое тело шевелится. (Ноги в лаптях)

Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.

Педагог . Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха нужна была и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.
Педагог напоминает детям сказку "Царевна-лягушка" (см. прил. VI, с 161-167) и читает отрывок, где идет речь об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

Педагог . Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву - лен и из него делали ниточки, из ниточек - полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду "выращивали". Ребята, вы видели, чтобы рубашки в поле росли? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.

Часть I. Обработка льна

Далее педагог рассказывает о севе льна.
Педагог . Увидела Таня, как ее отец горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:
- Что это ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка. Вырастет тебе и Васютке новая рубашечка.
Удивилась Таня. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!"

Педагог переходит к рассказу об уборке льна.
Педагог . Прошло время, лен зацвел голубыми цветочками... "У братца Васи такие глазки, - подумала Таня. - Но рубашечек таких я ни на ком не видела".
Когда цветочки опали, на их месте показались зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лен с корнем... На работу они вышли в особой одежде - расшитой узорами рубахе "Ленек", собирались, как на праздник, и говорили Тане: "Славная у тебя будет рубашечка!"

Следует на протяжении рассказа показывать детям фотографии, на которых запечатлены этапы роста льна, или представлять настоящий лен: зеленый без цветов, с цветочками, с созревшими семенами - коробочками. Все операции по уборке льна, его обмолоту педагог проигрывает, показывает движениями.

Педагог . Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху привалили, чтобы не всплыли... Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить доской... Про нее говорят: "Стоит Арина - рот до ушей". Это - мялка. Своим зубастым ртом она "пережует" стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ - помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движения мялки, произнося при этом поговорку. "Мни лен доле, полотна будет боле".

Педагог . А затем жесткую кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - трепалом. А чтобы девушкам работать было полегче, в его ручку забивали горошек, и тогда трепало становилось "музыкальным", а работа - веселой.

Педагог берет в руки погремушку - шаркун - и гремит им в такт "работе" детей, воспроизводящих на этот раз движения трепальщицы льна.
Педагог. Часто трепало дарил понравившейся девушке парень. Тогда он стремился на этом деревянном ноже вырезать красивые ажурные узоры, чтобы показать: он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну. А какие узоры вы видите на этом трепале?

Чаще всего дети узнают в узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует пояснить ребятам, что, завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые божества, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг - символ солнца, квадрат - символ земли). Эти изображения были призваны помочь людям в работе, сделать ее удачной.

Педагог . Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он не сделался мягким и шелковистым. "Славная у тебя будет рубашечка!" - опять сказала Тане ее сестра.
Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно), сравнить ее с жесткими льняными стеблями и ответить, на что она похожа.
Педагог. Но Таня подумала: "Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку".

Часть II. Прядение и ткачество

Педагог . Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани стали из льна нитки прясть. "Это нитки, - думает Таня. - А где же рубашечка? А без ниток можно сделать рубашечку?"

Педагог показывает детям прялку. Рассматривая ее вместе с педагогом, ребята определяют назначение деталей: донце - на него садилась мастерица, "чтобы работа не убежала"; "зеркало" - к нему привязывали кудель. Девочек "присаживают" за прялку, "чтобы были хорошими мастерицами". Они при этом могут воспроизводить движения пряхи или накручивать на веретено специально заготовленные нитки. Педагог сравнивает веретено с катушкой, на которой хранятся нити.

Скачу по горнице с работою моею.
Чем больше кручусь, тем больше толстею.
(Веретено)
Скорчится - с кошку,
Растянется - с дорожку. (Нить и веретено)
Дети ответ на загадку дают все вместе.

Педагог . Прошли зима, весна, лето, настала осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок), натянул нити - основу для ткани и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка:
Речка течет, рыбка играет, А за нею лед замерзает.

Рассматривая с педагогом ткацкий стан, дети должны найти речку (нити основы), рыбку (челнок), лед (холст) и правильно их назвать. В конце проговаривают все вместе название станка - "кросна".

Педагог . Но какого цвета холст? Серого. Будет ли рада Таня такой рубашке? Нет. Что же нам делать?
Стали холст на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым...
Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег, рубашечки.
Педагог показывает детям рубаху из льняного полотна, заостряет их внимание на деталях традиционного кроя.

Педагог . Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался "по росту" мастерицы. Рубаха, как считали наши предки, хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась, создавали "границу", "порог" - расшивали подол, рукава, горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

В игровом занятии надеть рубаху доверяют тому, кто победит в конкурсе: "Кто быстрее смотает полотно?" Для этого потребуются: две палочки, яркий лоскуток и длинная лента. Концы ее следует прикрепить к палочкам, а середину отметить, пришив лоскуток. Двое участников конкурса, взявшись, каждый за отдельную палочку, растягивают ленту. Затем, по команде педагога, наматывая ленту на палочку, продвигаются; навстречу друг к другу. Тот, кто первым доберется до цветного лоскутка, - победитель.

Когда на победителя надета рубаха, он должен, прохаживаясь по залу, показать ее всем. И, конечно, показать достойно. Поэтому педагог обращает внимание на осанку ребенка, на ритм его движений, указывая на то, что одежда диктует стиль поведения. Затем рубаху снимают.

Заключение

Педагог . Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в старину. Нить и полотно наделялись волшебными свойствами и, как считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.
Педагог напоминает детям сказку "Царевна-лягушка", где благодаря клубочку царевич нашел свою невесту.

Педагог . Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получалась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то тонкая, то толстая - много будет огорчений. Ниточка, полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливый. И чтобы ваша дорога была ровной, гладкой, прощаясь с вами, машет вослед платочком.
Дети прощаются с куклой Дусей, помахивая своими платочками или рукой.

Слова для запоминания:

веретено, кросна, кудель, лен,
мялка, нить, полотно, прялка,
прясть, рубаха, ткань, ткать,
ткачество, трепало, челнок, холст.

Конспект № 2.

Тема занятия . "Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна".

Занятие проводится в музее на экспозиции музея льна, однако с равным успехом может быть воспроизведено и в игровой комнате детского сада при условии наполнения ее необходимым материалом (прялка, веретено, волокнистые растения, вата, шерсть, нити, карандаши).

Вступление

Педагог . Здравствуйте, дети. Мы с вами находимся в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы. Давайте внимательно рассмотрим их работы и попробуем отгадать, что же мастерицы любят делать больше всего, чем они занимаются?
Обобщая ответы детей, педагог называет занятия: прядение, плетение, ткачество, шитье, вышивка.

Педагог . Это - древнейшие и очень нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. И мы с вами сегодня будем учиться плести поясок в подарок любимой кукле.

Часть I. Знакомство с техникой прядения

Педагог . Чтобы сплести поясок, нужны ниточки. Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это и называется "прясть".
Педагог разделяет льняной стебелек на части и показывает волокна детям; затем раздает каждому небольшие кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, стебельки льна и показывает, как скручивать из волосков или волокон нить.

Педагог . Возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков и крепко их скрутим Повторим движение несколько раз. Отложим в сторону вату, возьмем шерсть, потом лен и сделаем с ними то же самое. А теперь потяните ниточку за кончик, чтобы проверить ее прочность. Что у нас получилось? Какую ниточку легче было скрутить - из ваты, шерсти или льна? Вышли ниточки длинные или короткие, ровные или с "катышами", рыхлые или тугие?
Во время работы педагог обращает внимание ребят на то, что скручивать нужно только вытянутые нити, а не комок кудели. Система опорных вопросов, а также собственные ощущения помогут детям оценить качественную разницу между материалами, понять принцип и технологию прядения. На этом этапе дети должны почувствовать, в чем состоит сложность работы.

Педагог . Вот видите, что у нас получилось - и ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы их освободить, стали люди привязывать кудель к специальной подставке - прялке. Привязали кудель и назвали ее бородкой (похожа на волосы). А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязали к деревянной палочке - веретену. Верхний конец у него заострен. На нижний надевали пряслице (глиняное или каменное колечко), чтобы лучше крутилось. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка.

Педагог садится за прялку и показывает, как нужно прясть. Лети наблюдают за его работой и слушают рассказ об устройстве прялки, о способах ее украшения, "посиделках", а также разгадывают загадки о прялке, веретене, процессе прядения, разучивают коротенькие стишки или песенку соответствующего содержания и так далее (в зависимости от подготовленности и реакции группы).

Педагог . Теперь вы будете учиться вращать веретено. Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца), держим на весу правой рукой, вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой пальчик отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниточек можем напрясть.
Педагог помогает детям освоить вращательное движение. Практические задания неизбежно вызывают затруднения (при "прядении" нити рвутся, при вращении "веретена" карандаши падают). Однако мы не ставим задачу научить ребенка прясть. Дети выполняют задание на операционном, а не на исполнительском уровне. Важно, чтобы они почувствовали, "пропустили" весь процесс через себя. Воспроизведение технологической основы прядения на операционном уровне приводит к осознанию, что вещь - результат деятельности человека по преобразованию элементов природы (растение, шерсть) в компоненты культуры (нить).

Часть II. Витье и плетение

Педагог . Итак, ниточку человек получил с помощью кручения - вращения веретена и свивания волокон. А потом он решил покрутить готовые ниточки, перевить их. Делимся на пары, получаем ниточки. Каждый в паре берется за свой конец нити, вращает ее вправо, пока не закрутит до середины. У кого ручки проворнее? Дошли до середины, перегнули жгутик пополам и завязали на концах узелочки. Вот и готов нарядный маленький поясок для нашей куклы! Как получился? Мы его свили. А теперь сплетем поясок из других ниточек так, как девочки косички плетут.
Пока дети осваивают технику плетения, педагог рассказывает о значении пояса в традиционной культуре русского народа (обязательная часть костюма, атрибут свадебных обрядов, магическая защита человека, желанный подарок и т.д.). Анализируя видимые результаты совместных действий, ребенок сможет осознать свою способность делать нужные, полезные, вещи, почувствовать себя значимым, что вызовет у него чувство радости и удовлетворения.

Часть III. Проведение игры "Плетем поясок"

Игра закрепляет полученную информацию, снимает утомление, развивает двигательную активность.
Дети делятся на группы с нечетным количеством участников, например по пять человек. Педагог держит в руках пять разноцветных полосок ткани шириной два сантиметра, длиной один метр. Дети берут их за свободные концы, натягивают на уровень груди и становятся полукругом напротив педагога. Ребенок, который является крайним справа, первым пробегает под двумя полосками ткани и становится в центре полукруга. Затем под двумя полосками ткани бежит крайний левый и становится рядом с первым ребенком Остальные дети отодвигаются от центра, занимая освободившиеся места. Движение происходит по схеме плетения косы из пяти нитей. Игра продолжается, пока не будет сплетен поясок.

Заключение

В этой части занятия дети получают на память "продукты" своего труда и домашнее задание: приготовить подарок для любимой куклы - сплести поясок.

Слова для запоминания:

вышивка, плетение, прядение, пряслице, свивать, шитье

Конспект № 3.

Тема занятия . "Тонко бело полотенечко, хитромудро рукодельице".
Содержание . Знакомство с традиционным видом женского рукоделия - ткачеством. Освоение детьми техники ткачества.

Занятие проводится на экспозиции "Русские. Традиционное жилье" или в игровой комнате детского сада. Для занятия необходима модель ткацкого станка.

Вступление

Педагог . Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы научились плести поясок. Сегодня продолжим наше знакомство с женским рукоделием и будем учиться ткатъ, то есть так переплетать ниточки, чтобы получить из них ткань, или полотно. Для этого люди придумали специальное приспособление - ткацкий стан.

Часть I. Ткачество

Педагог . Поможет нам в работе детская игрушка, которая так и называется - "ткацкий станок". Самое важное в нем - рама. На раму натягивают нити - это основа будущей ткани.

Для переплетения берем другую нить, намотанную на челнок. Она сматывается с челнока, как бы "утекает", и называется "уточная нить", "уток". Главный рабочий инструмент - бердо (гребенка с зубчиками и отверстиями в них для ниток). Бердо то поднимают, то опускают, поэтому ниточки меняются местами, а в пространство между ними пропускают челнок.
Педагог сопровождает рассказ показом рабочих деталей станка и демонстрирует принцип его действия, а затем помогает детям освоить практические движения по изготовлению полотна. Происходит фиксация внимания и тренировка памяти детей при отработке направлений движения (бердо - вверх, челнок - влево, бердо - вниз, челнок - вправо).

Часть II. Полотенце в жизни людей и в мире сказки

Педагог . Вот мы и освоили самый простой способ тканья. Что можно сшить из ткани, из полотна? Рубаху, платок и другие нужные вещи. Например, полотенце. Как без него обойтись? Вспомним каждый свое полотенце, которым мы вытираем лицо и руки. А теперь сравним наше полотенце со старинным из музея. Чем они отличаются? Удобно ли таким (музейным) вытираться? Не жалко ли? А может быть, его лучше использовать как-то иначе?
Сравнивая два, казалось бы, похожих по назначению и названию предмета, ребенок начинает понимать разницу между ними, чувствовать скрытую "тайну" музейного экспоната. Система опорных вопросов со стороны педагога моделирует проблемную ситуацию. В сознании детей возникает противоречие между знанием и не знанием - мотив для восприятия нового материала. Далее занятие строится по типу вербального сообщения об эстетической, утилитарной и обрядовой функциях вещи, в данном случае полотенца.

Педагог . Раньше словом "полотенце" называли только длинные (около трех метров) полотнища ткани. Они были белого цвета с вышитыми узорами на концах. Полотенца использовали для украшения жилища (в этом случае их называли "божник", или "накрючник"). Полотенце могло быть частью праздничного костюма (головной убор, пояс). Полотенце было необходимо при проведении праздников, обрядов (крестильное полотенце, свадебное). Хитромудрые узоры на их концах были не просто для красоты. Давайте вместе попробуем отгадать, о чем могла думать мастерица, когда вышивала красной ниточкой по белому холсту коня, птицу или растение.

Рассматривая характерные узоры, дети перечисляют наиболее часто повторяющиеся мотивы. Предложение педагога о самостоятельной дешифровке знаков детьми дает возможность активизировать их интеллектуальную деятельность. Однако не следует подробно останавливаться на семантике орнаментальных мотивов, учитывая возрастные особенности аудитории. Логичнее, применяя тематическую классификацию, выделить в ходе занятия геометрический, растительный и зооморфный орнаменты. Это лучше сделать в виде следующего практического задания.

Педагог . Сейчас я раздам каждому из вас по нескольку карточек. На них вы увидите узоры, которые мастерицы чаще всего вышивали на полотенцах. Карточки нужно разделить на три группы: в правой руке держим те, на которых изображены кресты, ромбы, прямые линии, то есть геометрические фигуры; на коленях те, на которых изображены цветы, деревья; в левой руке те, на которых изображены птицы, животные, люди. Кто сделает это быстрее всех?
Включение в занятие задания соревновательного характера способствует стимулированию у детей активного познавательного процесса, а педагогу дает возможность проверить уровень развития у ребенка аналитического мышления, умения расчленять целое на части и делать сравнения, умозаключения, выводы. В случае необходимости педагог может откорректировать действия ребенка.

Заключение

Закончить занятие рекомендуется чтением сказки "Баба Яга". Обращение к сказочному сюжету позволит разбудить детскую фантазию, перейти к ознакомлению с мифологическими воззрениями русского народа и объяснить на доступном ребенку уровне принципы наделения обычных вещей "волшебными" свойствами (то есть указать на их скрытые культурные значения).
Педагог. В давние времена люди верили, что полотенце может спасти человека от болезни, разных неприятностей, а в сказке - даже от Бабы Яги. Помните, девочка, спасаясь от погони, бросила сзади себя полотенце, и "сделалась река, такая широкая-широкая..."

Слова для запоминания:

бердо, полотенце, ткацкий станок, уток



Рассказать друзьям