Восприятие пространства детей. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«от себя» и «от объектов»

Этапы пространственной ориентации «на себе», «от себя» и «от объектов» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в слож­ные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка «на себе» не только определенная, ступень, но и непре­менное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами.

Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок прежде всего определяет данные стороны «на себе», затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположе­ние справа и слева от другого человека. Следовательно, ориенти­ровка «на себе» является исходной.

Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться сис­темой, когда начало отсчета является сам субъект, а ориентиров­ка «от объектов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположе­ние других предметов. Для этого необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Развитие пространственной ориентации в расположении предме­тов «на себе», «от себя», «от другого объекта» и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами. Как же протекает развитие восприятия и отражения простран­ственных отношений между предметами у детей в дошкольном воз­расте?

На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Так, многие дети в возрасте 3-5 лет определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов. Например, на двух карточках изображены три одинако­вых предмета, которые различно расположены относительно друг друга. «Карточки одинаковые, - говорит ребенок, - здесь мишка и здесь тоже мишка, тут зайчик и тут, матрешка и вот матрешка...» Ребенок видит одинаковые предметы, но он как бы не замечает еще пространственных отношений в расположении этих предметов, а пото­му не видит различий между карточками.

Второй этап характеризуется первыми попытками восприя­тия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отно­шений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета еще весьма затрудняет ребенка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к. другу предметов воспринимаются как «непрерывность». Например, располагая игрушки по прямой или по окружности, ребенок тесно прижимает их друг к другу. В этом проявляется его стремление установить контактную близость при расположении предметов рядом, друг за другом, напротив и т.п. Поэтому при воспроизведении множества приемом приложения ребенок пытается воспроизвести не столько количество, сколько близость элементов друг к другу. Его оценка пространственных отношений еще весьма диффузна, хотя сами они ему уже небезразличны.

Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствова­нием восприятия пространственного расположения Предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и на­речий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположе­ние объектов и отношений между ними.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем - про­цесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть прежде всего накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Восприятие простран­ства не ограничивается лишь накоплением чувственного опыта.

С возрастом развивается стремление к более точному опреде­лению пространственных отношений, численному их выражению. Чисто сенсорный опыт восприятия пространства перестраивается в логическое его познание посредством измерения. Большое значе­ние для формирования механизма вторично сигнальной регуляции пространственного различения имеет словарная работа и воспитание культуры речи как на специальных занятиях (по математике, по развитию речи, изобразительной деятельности, на физкультурных), так и в играх детей, в их повседневной жизни.

Проведение и описание игр на развитие восприятия пространства времени у детей. Развитие пространственного и временного восприятия ребенка играет огромную роль в дальнейшем процессе обучения и жизнедеятельности ребенка. Цель работы: рассмотреть особенности развития пространственного и временного восприятия у детей дошкольного возраста. Провести и описать игры на развитие восприятия пространства времени у детей.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 4

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика восприятий……………………………………….….4

2. Особенности развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста……………………………………………………9

3. Проведение и описание игр на развитие восприятия пространства, времени у детей …………………………………………………………………………..11

4. Диагностика и коррекционная работа с детьми………………………….17

Заключение…………………………………………………………………..….21

Список использованных источников………………………………………..…22

Введение

Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка первых трех лет жизни уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение — только с ним, любовь и ласка, простейшие физические упражнения и развивающие игры. Развитие пространственного и временного восприятия ребенка играет огромную роль в дальнейшем процессе обучения и жизнедеятельности ребенка. Не умея ориентироваться во времени и имея затруднения в ориентировке в пространстве дошкольник, а в скором времени – школьник будет испытывать затруднения в школе и в общении ос сверстниками и педагогами.

Цель работы: рассмотреть особенности развития пространственного и временного восприятия у детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Дать общую характеристику восприятий.

2. Рассмотреть особенности развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.

3. Провести и описать игры на развитие восприятия пространства, времени у детей.

1. Общая характеристика восприятий.

Восприятие представляет собой целостное отражение предметов, явлений, ситуаций, которые возникают при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на слаженную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинофильм, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая яблоко, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). В результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является весьма сложным процессом, который требует значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, воспринимаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира ни в коей мере не является реакцией простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процессе восприятия всегда принимают участие двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; напевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в результате своей жизнедеятельности.

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем . Таким образом, в восприятии предмета реального мира принимает участие внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа па последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира.

К основным свойствам восприятия необходимо отнести следующие свойства: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность восприятия — это способность отражать предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов . Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

С целостностью восприятия также связана его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слышит какой-нибудь музыкальный мотив, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом, а не отдельные ноты.

Следующим свойством, а также составляющей восприятия является константность. Константностью называют относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия . Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его жизненный опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый предмет. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет разные люди могут воспринимать по-разному.

Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании . Например, вы смотрите телевизор или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные особенности характерны для каждого явления или события.

К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке (Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза), восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета.

Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена.

Сложность изучения процесса восприятия времени заключается в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира. Мы имеем представление о его течении лишь по определенным признакам. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

2. Особенности развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.

Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.

Время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств для формирования временных представлений у дошкольников. Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), развитие которых происходит на этапе дошкольного детства . Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей .

В дошкольном возрасте дети усваивают лишь некоторые временные представления и умения ориентироваться во времени. Уровень этих знаний невысок, разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки). Дети смешивают понятия «день» и «сутки», не могут назвать всех частей суток, не знают, что «день» – это часть суток. Часто дошкольники не знают названия дней недели, не могут определить их последовательность. Недостаточны знания о способах измерения времени (календарь, часы), названиях интервалов времени (минута, час).

Итак, имеющие знания у детей о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны.

Проблема ориентации в пространстве достаточно многогранна. Она включает в себя как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений.

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентирования учат различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Различаемые направления ребенок соотносит, прежде всего, с определенными частями собственного тела: вверху – где голова, внизу – где ноги, впереди – где лицо, сзади – где спина и т.д. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами, ориентировку на местности: определение местонахождения объекта относительно ребенка, ориентирующегося в пространстве (шкаф находится справа, а дверь слева от меня), определение местонахождения ребенка по отношению к окружающим его объектам (я нахожусь справа от домика), определение пространственного расположения предметов относительно друг друга (справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч).

3. Проведение и описание игр на развитие восприятия пространства, времени у детей.

Дошкольный период играет важнейшую роль в интеллектуальном развитии ребенка и составляет критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большой степени определяется тем, как сформируются его умственные структуры в детстве. Родители должны знать, что роль взрослого в психическом развитии ребенка уникальна.

Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства со стороны взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход за ним и его воспитание будет неправильным. Каждому ребенку необходимо индивидуальное общение — только с ним, любовь и ласка, различные физические упражнения и развивающие игры.

Развитие общих движений и моторики ребенка формируют его отношение к жизни и место среди сверстников. Общительность и положительное отношение ребенка к другим детям в основном определяются его развитием. Неловкому и медлительному ребенку будет труднее согласовать свои движения с движениями других детей . Поэтому родителям и воспитателям необходимо уделять огромное внимание развитию ребенка. Восприятие пространства и времени должно быть развито у детей дошкольного возраста. Для определения особенностей восприятий пространства, времени у детей мы провели ряд игр и экспериментов. Нашими испытуемыми была старшая группа детского сада. 7 человек (Артем 6 лет, Аня 5 лет, Денис 6 лет, Лена 6 лет, Миша 5 лет, Света 6 лет, Максим 6 лет).

Для начала мы провели ряд игр и заданий для определения уровня развития восприятия времени. Первым заданием для ребят было предположить, что можно сделать за минуту. Затем мы предложили им сделать одно из предложенных дел. Ответы детей и длительность деятельности мы зафиксировали. Второй задачей для детей было рассказать о частях суток. Все ответы записаны. Следующим заданием для детей был рассказ о временах года, т.е. то, как сам ребенок воспринимает данные промежутки времени.

Следующим этапом был эксперимент, позволяющий проанализировать уровень пространственного восприятия детей. Мы разложили перед каждым ребенком геометрические фигуры и предложили их назвать. Ответы соответственно тоже были записаны. В качестве пятого задания мы предложить ребенку показать и назвать части своего тела, расположенного справа, слева. Ответы были записаны. Следующее задание было таковым: мы предложили ребенку показать на листе бумаги, где правый, верхний угол, левый, нижний угол, середина, линия края. Все результаты были записаны.

В качестве последнего задания мы разложили поочередно перед каждым ребенком игрушки и попросили определить, что находится справа от куклы, что лежит позади кубика.

Также нами была проведена диагностика познавательных процессов у детей, а конкретно – процесса восприятия. Данные методики позволили оценить восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме.

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» представляет собой следующее: ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рисунке 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали . Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера мы зафиксировали время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценили в баллах, которые затем послужили основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Рисунок 1.

Вторая методика -«Узнай, кто это»

Прежде чем применять эту методику, ребенку необходимо объяснить, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рис. 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке .

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

Рисунок 2.

Следующая необходимая методика - методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку необходимо объяснить, что ему покажут несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок 3 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

В случае если ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то ребенка необходимо остановить и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14 .

Рисунок 3.

Заключительная методика - Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рисунке 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Рисунок 4.

4. Диагностика и коррекционная работа с детьми

В ходе проведенных экспериментов мы выяснили, что временное восприятие у детей дошкольного возраста развито сильнее, чем пространственное. С первым заданием почти ни у кого не было проблем. За минуту была предложена масса действий: прыжки, бег, поедание конфеты, приседания. Все указанные действия за минуту были выполнены и оставалось несколько секунд для дополнительных неуказанных действий.

Представления о частях суток почти у всех детей были верными и ассоциировались с факторами повседневной жизни. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Опрашиваемая личность

Время суток

утро

день

вечер

ночь

Артем

Играю с котом

Мама ведет в садик

Папа приходит с работы

Все дома

Аня

Я просыпаюсь

Иду в садик

Мама забирает меня из садика

Все спят

Денис

Чай пью

Иду в садик

Бабушка конфеты покупает.

темно

Лена

Нет ответа

Кушаю. Солнышко светит

Солнышко ложится спать

темно

Миша

Солнышко встает

Идем с мамой к бабушке

Мы гуляем с мамой

Звезды на небе

Света

Мама идет на работу

Я в садике

Папа приходит домой

Все спят

Максим

Бабушка ведет в садик

Все ходят куда-то

Все дома

Светит луна

Суждения детей о временах года были похожи. Все сошлись на мнении, что сначала идет зима, зимой холодно, потом – весна. Весной: тепло, мокро, зеленое всё, поют птицы. Весна проходит быстро. Потом идет лето. Летом: тепло, жарко, поют птицы, много мороженого. Здесь мнения разделились. 2 человека сказали, что лето проходит быстро и оно короче весны. Остальные 5 заметили, что лето примерно такое же, как весна и осень. Осень оказалась холодной, желтой, длинной. После нее зима. Здесь опрашиваемые ребята сошлись во мнении: зима оказалась, по их мнению, самым длительным временем года.

Следующим этапом исследования был анализ уровня развития пространственного восприятия у детей. Результаты задания на распознавание геометрических фигур: круг узнали все, квадрат тоже все. Треугольник не смогли назвать 2 человека. Пятое задание было сложным. Сначала ребята без проблем назвали все свои части тела. Но проблем с распознаванием справа-слева не было только у двоих ребят. Почти все ребята путались и не сразу отвечали на наши вопросы. Следующее задание повторило результаты предыдущего: верхний, нижний угол листа показывали все и почти сразу. А вот с понятием правый верхний угол, левый нижний угол снова появились трудности и замешательства. Последнее задание ребятам понравилось, т.к. были задействованы не отвеченные предметы, рисунки, а их игрушки. 6 из 7 детей безошибочно определили месторасположение главной игрушки (куклы) – в центре и месторасположение остальных игрушек относительно нее (машинка – слева, кубики – справа).

На основе проделанных экспериментов отметим, что во временных понятиях у детей огромную роль играют их эмоции и личные факторы, опираясь на свой маленький, но всё же присутствующий жизненный опыт дети отметили, что зима самая длительная (зимой холодно, зимой плохо, поэтому зима кажется бесконечной) среди остальных времен года. Последовательность времен года не вызывает проблем у опрошенных детей дошкольного возраста. Среди всех заданий на проверку развития временного восприятия у детей небольшие трудности вызвало лишь задание «сколько дел можно сделать за минуту». Детям было немного сложно ориентироваться в коротких промежутках времени. Для того, чтобы улучшить развитие данного навыка ориентации во времени мы предлагаем методику ознакомления с разными видами часов – электронными и механическими. Ребенка необходимо научить различать минутную и часовую стрелки, показать на циферблате, сколько длится минута, сколько – час.

Проведение методик диагностики познавательного процесса – процесса восприятия у детей дошкольного возраста. Дети показали средние результаты достаточные для своего возраста. Шесть детей из семи быстро справились с первым заданием, точно указав чего не хватает на рисунках. Один ребенок (Артем, 6 лет) указал несуществующие или не важные детали. В ходе проведения данного эксперимента мы столкнулись с проблемой недостаточно развитого словарного запаса у детей, т.е. дети понимали чего именно не хватает, но иногда не знали или не могли вспомнить правильное название недостающего элемента.

Методика «Узнай, кто это» вызвала значительные затруднения у ребят. С одной стороны мы услышали множество вариантов, кто это может быть на картинке, но верно указали название животного только два ребенка.

Проведение методики «Какие предметы спрятаны в рисунках?» показало высокие результаты. Все ребята быстро нашли и назвали предметы спрятанные, на первом и втором фрагменте рисунка. Небольшие затруднения вызвал поиск предметов на третьем фрагменте.

Методика «Чем залатать коврик?» вызвала наибольшие затруднения в детском коллективе. Все ребята ответили верно, выбрав правильный кусочек материи с необходимым орнаментом, но весь процесс оказался трудоемким и длительным.

На основе проведенных методик делаем вывод, что опрошенные дети дошкольного возраста имеют средний уровень развития пространственного и временного восприятия, но нуждаются в его дальнейшем непрерывном развитии. Для получения более высоких результатов мы предлагаем проводить с детьми специальные игры, например игру «Сравни картинки» . Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

Также полезной для развития восприятия и мышления будет игра «Считалка». На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание. Развитию восприятия форм поспособствует игра, придуманная всемирно известным педагогом М. Монтессори: это специальные карточки с прорезями разной формы и соответствующие прорезям геометрические фигуры.

Заключение

Восприятие – это чувственное отображение действительности, которое является основой мышления и ориентации человека в окружающем мире. Для детей дошкольного возраста характерна малая детализация восприятий при их большой эмоциональной насыщенности. Но маленькие дети не могут отличить главные особенности предметов от второстепенных. Для обучения этому и созданы игры на развитие восприятия. Такие занятия станут фундаментом будущего интеллектуального роста вашего ребенка.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т.е. распределен по времени, то ребенок уверенно отмечает утро ("Все просыпаются") или вечер ("Мы с мамой гуляем"). Он различает день и ночь. Вскоре к этим бытовым вехам присоединяются более объективные природные явления, которые дети научаются воспринимать как сигналы определенного времени: "Утро (зимой) – еще не совсем светло", "Ночь – темно, солнца нет".

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. При нарушении или слабом развитии какого-либо восприятия у дошкольника родителям и педагогам необходимо обращать на это внимание и проводить различные образовательные и развивающие игры с ребенком, что было исследовано и доказано в ходе контрольной работы.

Список использованных источников

  1. Гольфман Е. М., Рябинин В.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М,Просвещение.1996.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академия, 1998. – С. 287.
  3. Немов Р. С. Психология: Кн.: 2. – М.: ВЛАДОС. 1995.
  4. Урунтаева Г.А Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. – М.Академия, 1996. – С. 65.
  5. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1995.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17824. Философское понимание пространства и времени 26.29 KB
Движение есть сущность времени и пространства. Происходит движение в пространстве и времени. А существование человека без времени и пространства возможно И очень долго пытаясь объяснить что есть пространство и время для нас а это сводится к фундаментальным составляющим всего бытия.
15752. ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН ДЕФЕКТАМИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ, КАК ТЕСТ ПО ФИКСАЦИИ ПАРАМЕТРОВ НАРУШЕНИЯ ЛОРЕНЦ-ИНВАРИАНТНОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ 475.44 KB
Для подтверждения теоретических идей требуется так редуцировать этот формализм к низким энергиям чтобы он был в хорошем согласии с наблюдениями и экспериментами. Энергии современных ускорителей не хватает для постановки экспериментов по проверке следствий теории струн. Новая идея поиска LV состоит в использовании для этого эффекта двойного лучепреломления электромагнитных волн в пространстве- времени...
12182. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПЯТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 249.01 KB
Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме изучения зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста; На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста; Составить и апробировать диагностическую программу, направленную на изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста...
9712. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ СОЗДАНИЯ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ) 75.43 KB
История современной художественной выставки. Объектом данного исследования являются художественные выставки предмет исследования составляют исторические источники содержащие сведения об их организации. К вопросам организации художественных выставок относятся разработка идеи и структуры выставки; деятельность выставочного комитета или другой структуры отдельной личности занимающейся организационными вопросами; получение покровительства увжаемых и известных oсоб; подбор участников выставки; подбор экспонатов; реставрация экспонатов...
7594. Речевое развитие детей с ОНР (III уровень) 50.39 KB
Теоретические основы изучения и формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Экспериментальное исследование речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора потешек пословиц поговорок частушек небылиц загадок народных подвижных игр пальчиковых игр во все направления коррекционной работы по преодолению общего...
18935. Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР 111.06 KB
Теоретические основы развития мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Понятие классификация ЗПР. Особенности мышления детей дошкольного возраста с ЗПР Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Поддъякова в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей - начальных форм абстракции обобщения умозаключения.
21643. РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 60.8 KB
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей: особенно скоростных и координационных способности а также длительно выполнять циклические действия в режиме умеренной...
21840. Развитие образа в рисунках детей раннего возраста 44.53 KB
Теоретические аспекты детской изобразительной деятельности. Осознание принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов прежде всего на такие вопросы как: что такое личность Каковы ее основные характеристики Каковы закономерности ее развития Какова роль воспитания вообще и педагога в частности в решении проблем развития личности На эти и другие вопросы пытаются ответить философия социальная и возрастная психология педагогика и другие науки. Это...
5011. Влияние родительских подходов на развитие новорожденных детей 36.54 KB
Можно ли назвать хорошими тех родителей которые никогда не сомневаются всегда уверены в своей правоте всегда точно представляют что ребенку нужно и что ему можно которые утверждают что в каждый момент времени знают как правильно поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях но и их дальнейшую жизнь...
1023. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13.19 MB
Понятие и виды воображения. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности.

Лекция № 12

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН

2. Значение развития пространственных представлений у до­школьников.

3. Физиологические и психологические механизмы воспри­ятия пространства.

4. Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.

В понятие пространственной ориентации входит оценка рас­стояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обо­значения пространственных категорий (местоположения, уда­ленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение «пространственная ори­ентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

Определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

Определение местонахождения объектов относительно ори­ентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

Определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

Особенности развития пространственных представлений...

При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:

Постановка цели и выбор маршрута движения (направление);

Сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево.

В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета - по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по разви­тию у дошкольников пространственных представлений включает:



1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

5) определение собственного положения в пространстве;

6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

7) определение расположения предметов на плоскости.

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова - наверху, ноги - внизу, руки - по бокам и т. д.).

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.

«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориен­тироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Задание студентам:

Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространст­венные отношения между предметами и передающие направле­ния движения.

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по ма­тематике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизи­руют детские представления.

Значение развития пространственных представлений у дошкольников

· Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.

· Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

· Ориентировка на своем теле дает возможность познать час­ти тела как анатомические единицы.

· Развивается логика, мышление, воображение.

· Формируются навыки ориентировки на улице.

· Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.

· Способствует развитию игровой, трудовой, изобразитель­ной, конструктивной, учебной деятельности.

· Развивает кругозор и др.

Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства

Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Ребенок в возрасте 4-5 недель начинает фиксировать глаза­ми предмет на расстоянии 1-1,5 метра.

Дети 2-4 месяцев перемещают взгляд за движущимися предметами. Сначала ребенок воспринимает предмет, движущийся в горизонтальном направлении, затем в результате двигательных уп­оений - в вертикальном направлении и по кругу. Это побуждает ребенка к собственному движению (глаз, головы, тела и т. д.). Уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Ходьба значительно расширяет его практиче­ское освоение (расстояние от одного предмета до другого).

В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение на­чинает приобретать слово.

Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:

Вверху - это там, где голова;

Внизу - это там, где ноги;

Впереди - это там, где лицо;

Позади - это там, где спина;

Справа - это там, где правая рука;

Слева - это там, где левая рука, и т. д.

Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Постепенно дети овладевают пониманием парности пространственных направлений. Первоначально могут их путать, особенно понятия «справа», «слева». Обычно выделяется одно направление и на основе срав­нения осознается другое:

под -» над;

справа -> слева;

вверху -» внизу;

сзади -> впереди.

Этапы восприятия пространственных отношений между пред­метами:

I этап : Пространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без простран­ственной взаимосвязи.

II этап: Практическое примеривание . (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается ру­кой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III этап : Зрительная оценка. Прием контактной близости за­меняется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово.

Практические действия постепенно сворачиваются и перехо­дят в умственные.

В 3 года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов на ограниченном пространстве. В 5 лет возрастает степень удаленности предметов.

Выводы:

Дошкольный возраст - это период освоения словесной сис­темой отсчета по основным пространственным направлениям.

Ориентировка на собственном теле служит исходной в ос­воении ребенком пространственных направлений.

При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.

Особенности развития пространственных ориентировок у детей Методические рекомендации по формированию пространственных ориентировок в ДОУ
Без ориентации на своем теле невозможна ориентировка относительно себя Сначала учим называть и показывать части тела, затем ориентироваться на нем (что где находится), потом даем другие виды ориентировок
Трудно воспринимаются отношения «право - лево», правосторонние и левосторонние части тела Обращаем внимание на преимущественные функции правой и левой руки и постоянно тренируем в их названии. (Правой – держим ложку, карандаш; левой – хлеб, придерживаем лист бумаги. С леворукими необходима индивидуальная работа). Левосторонние и правосторонние части тела связываем с соответствующей рукой.
Легче ориентируются в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости Вначале рассматриваемое пространство или плоскость искусственно ограничиваем, затем постепенно расширяем обзор
Труднее ориентируются в движении, чем в статичном положении Сначала учим ориентироваться в неподвижном положении, ориентировку в движении даем как усложнение, по этапам
Не видят клетки и линии на листе бумаги, что затрудняет ориентировку в клеточном и строчечном микропространстве Вначале даются специальные упражнения для различения клеток и строк и только затем проводится основная работа, связанная с ориентировкой на листе бумаги в клетку

Задание для самостоятельной работы студентов

Подобрать подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве.

Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий.

Основа восприятия времени – чувственное восприятие. Однако, для того чтобы правильно ориентироваться во времени, необходимо знание общепринятых эталонов времени. Время воспринимается комплексом анализаторов (особенно двигательными).

Детьми дошкольного возраста время воспринимается опосредованно, через определенную деятельность, через чередование событий и постоянно повторяющихся явлений.

Этапы развития

1 этап (0 - 2 года). Время воспринимается на основе чувственного опыта и связано с конкретной деятельностью детей (чередование сна, кормления, бодрствования).

2 этап (2 - 4 года). Дети способны отражать в речи категории времени. Однако, они еще не владеют прошлыми и будущими формами, путают относительные временные наречия (сначала, потом, вчера, завтра, скоро, давно). Временные интервалы воспринимаются детьми как конкретные предметы (опредмечивание времени). Временные интервалы дети связывают с постоянно повторяющимися или эмоционально привлекательными событиями или явлениями, дети до 4-х лет воспринимают время через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям.

3 этап (4 - 6 лет). Дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.

4 этап (после 6 лет). Дети ориентируются по общепринятым эталонам времени (по часам).

Причины трудностей восприятия времени:

1. Необратимость времени: невозможно вернуть прошлое;

2. Текучесть времени:

3. Отсутствие наглядных форм времени.

13. Методика формирования у дошкольников понимания времени и умения ориентироваться во времени

Основными задачами по выработке временных представ-лений являются:

Формирование первичной практической ориентировки во времени;

Формирование чувства времени;

Ознакомление с отдельными «временными» эталонами;

Формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность, одномерность).

На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировке во времени: накопление социального опыта в различ-ных видах деятельности (игра, труд, обучение), художествен-ные средства (картины, фотографии, художественная литера-тура), общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели - как материальные и материализованные формы наглядности.

Формирование у детей понимания и правильного употребления слов, которые указывают на длительность и временные отношения («долго», «скоро», «сейчас», «потом», «раньше»), а также слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени («было», «есть», «будет»), осуществляется в повседневной жизни. Прежде всего, используются любые удобные случаи в режимных моментах или создаются специальные ситуации с целью обогащения опыта ребенка по ориентировке его во времени.

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Поскольку детям известны содержание и после-довательность режимных моментов в детском саду, то воспитатель, подбирая картины с изображениями разных режимных процессов, сначала демонстрирует перед детьми две первых (утренняя гимнастика и прогулка) и выясняет, что изображено на каждой из них, а потом спрашивает, что длится дольше, а что - короче. После этого демонстрируется еще одна картинка - дневной сон - и спрашивается, что будет раньше - прогулка или дневной сон?

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художе-ственное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др.

В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?» и т. д. Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется, что то, что было сегодня постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно это и превращает «сегодня» во «вчера», а «завтра» в «сегодня».

Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др.

Люблинская подчеркивала, что освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни.

Однако, как показывает в своих исследованиях Т. Д. Рихтерман, использование плоскостного наглядного материала в линейном расположении не всегда формирует у детей правильные представления об основных свойствах времени. В представлениях многих из них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета - утро.

В конце пятого года жизни и в старшем дошкольном возрасте есть возможность познакомить детей с иной формой движения - по кругу. И это очень важно. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени.

В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определять их последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периоды суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что положение солнца на небе утром и вечером разное, что солнце на протяжении дня движется по небосводу.

В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки.

Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток.

У детей подготовительной группы расширяются и углубляются знания о времени, его характерных особенностях, таких как объективность, текучесть, периодичность, необратимость.

В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице - годе. Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны.

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста.

Пространственная ориентировка - особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового и кинестетического анализатора.

К пространственным представлениям относят:

Умение ориентироваться в схеме собственного тела (освоение телесного пространства);

Умение определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве, моделировать пространственные расположение предметов, определять направления движения, ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив (освоение внешнего пространства);

Умение ориентироваться на листе бумаги и графически воспроизводить направления;

Конструирование и копирование;

- "квазипространственные" (логико-грамматические) конструкции.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленение воспринимать окружающий мир.

Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. Значительно совершенствуется у детей умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени.

Пространственное восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

– конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;

– самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

– относительный характер пространственных отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

– дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;

– легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребенка и его готовности к школьному обучению. Исследования показывают, что недоразвитие пространственных представлений вызывает затруднения, при овладении навыками чтения, письма, счета.

К 7 годам у ребенка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

1. Пространственные признаки предметов (форма, величина).

2. Пространственные отношения между предметами.

Т.А. Муссейибова рассмотрела генезис отражения пространства у детей дошкольного возраста и выделила несколько этапов развития представлений у детей о местности и пространственных отношениях между предметами на ней. В соответствии с полученными данными, она классифицировала четыре уровня понимания детьми пространства.

На первом этапе ребенок выделяет только те предметы, которые контактно близки к нему, а само пространство еще не выделяется.

На втором этапе ребенок начинает активно использовать зрительную ориентировку, расширение границы воспринимаемого пространства и отдельных участков в нем.

Третий этап характеризуется осмыслением удаленных от ребенка объектов и увеличением количества участков, выделяемых в пространстве.

На четвертом этапе отражение пространства носит уже более целостный характер, когда дети расширяют ориентировку в разных направлениях, местоположения объектов в их взаимосвязи и их обусловленности.

Если на первом этапе дети воспринимают предметы в пространстве дискретно, как отдаленные друг от друга и не связанные с пространством, то позднее они осознают само пространство в совокупности с объектами, находящимися в нем.

Таким образом, процесс отражения пространства и ориентировки в нем у дошкольников происходит от диффузного, нерасчлененного восприятия выделением отдельных объектов вне пространственных связей к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно - непрерывному пониманию целостности пространства.

А.А. Люблинская изучая возрастные особенности восприятия пространства, выделила три категории знания о пространстве, которые ребенок усваивает:

1) понимание удаленности предмета и его местоположения;

2) определение направлений;

3) отражение пространственных отношений.

При этом она дала характеристику развития восприятия пространства как процесса активного практического взаимодействия ребенка и окружающей действительности.

Такое практическое освоение ребенком пространства функционально преобразует всю структуру его пространственной ориентировки. Начинается новый период в развитии восприятия пространства, пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира.

Как показывают научные данные о развитии пространственных представлений у детей дошкольного возраста, в основе их формирования лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность его представлений об этом мире.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Дифференцировка же основных пространственных направлений маленького ребенка обусловлена уровнем ориентации ребенка “на себе”, степенью освоенности им “схемы собственного тела”, которая по сути и является “чувственной системой отсчета”. Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево. Таким образом, дошкольный возраст - период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Особые трудности для дошкольников представляют различение направо - налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела. Следовательно, ребенок лишь постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным их обозначением и практическим различением. Это свидетельствует о длительности и своеобразии процесса освоения дошкольниками словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.

Ребенок постепенно овладевает умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве.

I этап начинается с “практического примеривания”, выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета.

На II этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется.

Вначале весь комплекс пространственно-двигательных связей представлен весьма развернуто. Ребенок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета, каковой являются различные стороны его собственного тела.

Непосредственное передвижение к объекту с целью установления контактной близости с ним заменяется позднее поворотом корпуса, а затем указательным движением руки в нужном направлении. Далее на смену широкому указательному жесту приходит менее заметное движение руки. Указательный жест сменяется легким движением головы и, наконец, только взглядом, обращенным в сторону определяемого предмета. Так от практически действенного способа пространственной ориентации ребенок переходит к другому способу, в основе которого лежит уже зрительная оценка пространственной размещенности предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта. В основе такого восприятия пространства, как писал И.П. Павлов, лежит опыт непосредственного передвижения в нем.

Только через двигательные раздражения и, связавшись с ними, зрительные приобретают свое жизненное, или сигнальное, значение. Таким образом, с приобретением опыта пространственной ориентации у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенного их свертывания и переход в план умственных действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического.

С развитием пространственной ориентации изменяется и совершенствуется характер ориентации детей на местности. Ребенок этого возраста осмысливает расчлененность воспринимаемого единого пространства по основным направлениям.

Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себе, от себя, от другого объекта и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета (на других объектах).

Таким образом, познание ребенком “схемы своего тела” является основой для освоения им словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Этим и обусловлена на начальных этапах близость расположения и непосредственного контакта между субъектом и объектом при определении их пространственных отношений. Ребенок переносит “схему своего тела” на тот объект, который служит для него фиксированной точкой отсчета. Поэтому-то столь важно научить ребенка различению сторон предметов (передней, задней, боковых и т. п.). Велика роль двигательного анализатора в развитии у детей пространственных ориентировок. Опора на комплекс практических двигательных связей постепенно сокращается. У ребенка начинает развиваться дистантная, зрительная оценка пространственного расположения объектов, что позволяет ему все более точно определять местоположение предмета и его отношение к себе и к другим предметам на любой точке местности.

Общий путь развития у детей процесса ориентировки в пространстве и отражения его таков: вначале - диффузное нерасчлененное восприятие, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отношений между ними, далее на основе представлений об основных пространственных направлениях оно начинает как бы дробиться по этим основным линиям - вертикальной, фронтальной и горизонтальной, причем точки на этих линиях, выделяемые как расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребенка все дальше и дальше. С увеличением выделенных участков в длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности как едином непрерывном, но уже дифференцированном пространстве. Каждая точка на этой местности теперь точно локализуется и определяется как расположенная впереди, или впереди справа, или впереди слева и т.п. Ребенок приближается к восприятию пространства как целого в единстве его непрерывности и дискретности.




Рассказать друзьям