Творческий проект " русская народная кукла". Проект "русская народная кукла" Проект о национальной кукле

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАРОДНАЯ КУКЛА"

Паспорт проекта

Актуальность проекта

1. История возникновения куклы

2. Виды кукол

2.1 Куклы- обереги

2.2 Игровые куклы

2.3 Обрядовые куклы

3. Экономическое обоснование

Заключение

Список литературы


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта "Народная кукла"

Основные разработчики проекта студенты групп ТШ-61, КМ-71

Руководитель: Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин "Технология швейных изделий", "История костюма"

Цель проекта:

Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения народной куклы;

Изучение видов кукол;

Изучение технологии изготовления народных кукол;

Создание методического пособия по изготовлению народной куклы;

Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол;

Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение видов кукол

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Создание пособия по изготовлению народной куклы;

5. Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол

6. Презентация проекта

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.Сейчас известно 90 видов кукол.Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Проект: «Народная кукла»

Светлана Викторовна Лежнина, воспитатель МБДОУ-детский сад №18 “Золушка”, город Верхний Уфалей.

Описание работы: предлагаю Вам проект образовательной деятельности для детей дошкольного учреждения на тему: “Народная кукла”.

Данная работа будет полезной воспитателям старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Проект направлен на приобщение детей к народной культуре, через знакомство c традиционной куклой.

Пояснительная записка

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Во-первых, кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка, обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Она проста, но в этой простоте таится великая тайна. Через кукольный мир дети входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – незримый посредник между миром детства и миром взрослых. Она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создавших ее людей. В них живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность .
В настоящее время традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному опыту, универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

- она знакомит с удивительным миром славянской культуры

- являясь частью традиционной детской культуры, несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве

- изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает) т.е. осваивает различные социальные роли

- в процессе игры с ней, дошкольник учится общаться, фантазировать, проявлять милосердие, а главное у детей проявляется эмоциональный контакт с куклой

- воспитание на основе знакомства с народной куклой, дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие качества представления о добре, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных умельцев

- изготовление куклы не требует жесткой системы выкроек и лекал, поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Безлики, но не безличны. Процесс изготовления приносит радость. Отсутствует понятие неудачи, неправильности

- ребенок осваивает в процессе изготовления куклы приемы работы с разными материалами. Работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности

- в процессе работы развивается мелкая мускулатура пальцев рук, происходит массаж рук. Все это влияет на развитие мышления и развитие речи

- в процессе занятий по изготовлению кукол у детей развиваются такие качества, как усидчивость, усердие, умение доводить начатое до конца

- застенчивый, комплектующий ребенок в игре часто заменяет себя куклой. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию

- работа над изготовлением человеческих фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности (чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус), прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное

- знакомство со славянской культурой и изготовление кукол детьми дает им возможность принимать участие в народных праздниках, совершать определенные обрядовые действия

Именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, дать знания о традиционной народной кукле, предоставить детям возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках.

Приоритетное направление проекта:

Приобщение дошкольников к народной культуре через ознакомление с традиционной рукотворной куклой

Цель проекта:

Разработка эффективной системы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ

Задачи проекта:

1. Расширение представлений детей о народных игрушках и истории их возникновения

2. Знакомство с традиционной куклой, технологией ее изготовления; умение применять накопленные знания и умения в различных видах деятельности

3. Воспитание у детей уважения к людям старшего поколения, желание хранить и ценить свою историю, свое наследие

4. Формирование творческого взаимодействия с семьями воспитанников и педагогами ДОУ. Связь с другими творческими учреждениями

Данный проект :

творческий, познавательный, краткосрочный (один календарный год).

Участники проекта:

педагоги, дети старшего возраста, родители.

Условия реализации проекта:

Нормативно-правовое обеспечение

Наличие локальных актов, регламентирующих деятельность и образовательный процесс в рамках ФГОС

Наличие банка данных нормативно-правовых документов разного уровня

Кадровое обеспечение

Заинтересованность во внедрение инновационных технологий

Владение педагога современными образовательными технологиями

Научно-методическое обеспечение

Определение модели образовательного процесса

Разработка комплексно-тематического планирования и системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения знаний и умений

Информационное обеспечение

Организация взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, с социумом

Материально-техническое обеспечение

Наличие предметно-развивающей среды (уголок творчества в группе)

Создание мини-музея «Куклы наших бабушек»

Методы:

исследовательские, практические, социальный опрос и анализ результатов

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер

Воспитание на основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую мускулатуру пальцев рук, чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус.

Системность обучения направлена на образование у каждого ребенка системы знаний о традиционной кукле, как средстве приобщения к народной культуре (истории возникновения кукол, их значимости и принадлежности), так и системы умений слушать, воспринимать информацию, умении включаться в процесс изготовления кукол, творчески и с усердием относиться к работе.

Этапы реализации проекта

1 этап : Организационно-диагностический .

Он включает в себя создание материальной базы, изучение актуальности темы (каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения), анализ возможных затруднений, постановка проблем и изучение литературы, а также определение целей и задач, прогнозирование возможных результатов. Основной задачей на данном этапе является разработка диагностических карт, с целью выявления уровня сформированных знаний и умений у детей, родителей и педагогов по данной теме. Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления традиционных кукол на базе детского сада. Определение готовности родителей к сотрудничеству.

2 этап : Теоретический.

Здесь планируется огромная работа по обработке материала для его тщательного изучения: изучение истории возникновения народных кукол, основных их особенностей, видов кукол, их значимость, принадлежность, технология изготовления. Сбор информации для дальнейших разработок: мастер-классов, конспектов занятий и т.д.

3 этап: Практический.

Сюда входит создание наглядных и методических пособий, изготовление образцов кукол, освещение информации по реализации проекта.

Творческие выходы (при работе с детьми).

Это направление предполагает осуществление работы с детьми: создание для них оптимальных условий для их саморазвития и самореализации, развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре, умение отражать полученные впечатления, умения и знания в продуктивной деятельности. Формирование у детей устойчивого интереса к посещению народного музея (понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия).

Творческие выходы (при работе с родителями)

Необходим для создания благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья, привлечения родителей к реализации проекта и участию в ряде совместных мероприятий. Он направлен на установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранения семейных традиций и зарождение новых.

Творческие выходы

Сюда входит проведение мастер-классов для педагогов, различные консультации, вступления на пед.советах и т.д.

5 этап: Связь с другими творческими организациями.

Этот этап направлен на установление связей с другими творческими организациями: работниками культуры, детской библиотекой, организацию и проведению выставок в их стенах, на участие в различных конкурсах и акциях. Публикации и распространение опыта.

Прогнозируемые результаты

1. Создание эффективной системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной рукотворной куклой, обеспечивающей решение задач по приобщению их к истокам народной культуры. Внедрение системы в образовательный процесс ДОУ

2 Формирование у детей представлений о многообразии народных игрушек, расширение у них кругозора, усовершенствование навыков ручной работы

3. Использование детьми полученных знаний, результатов своей работы в самостоятельной деятельности

4. Улучшение творческого взаимодействия с семьями воспитанников. Сплочение семьи в результате совместной деятельности (родители-ребенок).

Перспективы продвижения проекта.

1.Пополнение мини-музея новыми экспонатами.
2. Знакомство с музеем народной куклы детей всего детского сада, а также новых воспитанников старших групп и их родителей.
3.Проведение мастер-классов по изготовлению народной тряпичной куклы для всех желающих: детей, родителей, педагогов

4. Продолжение сотрудничества с другими творческими организациями. Участие в различных акциях, конкурсах. Публикации на сайтах.

Перспективный план работы по проекту: «Народная кукла»

1 . Разработка диагностических карт. Выявление уровня сформированных знаний и умение у детей, родителей и педагогов по данной теме.

Выявление семей, заинтересованных в вопросе приобщения детей к народной культуре посредством изготовления народных кукол на базе детского сада.

Определение степени готовности родителей к сотрудничеству.

1. Проведение эксперимента с группой детей.

1) Наблюдение за игрой с целью выявления – какое место в игре займет самодельная народная игрушка .

2 )«Блиц–опрос» с целью определения уровня знаний о народной культуре и традиционной кукле.

3) экскурсия по созданному мною мини – музею « Куклы из бабушкиного сундука» с целью выяснения - насколько востребованы знания о народной культуре и традиционной кукле в наше время среди современных детей.

4) проведение занятия по ознакомлению с народной куклой-закруткой и с самим процессом ее изготовления (совместная деятельность педагога с ребенком), с целью прочувствовать заинтересованность детей в изготовлении куклы, их желание творить, способность к обучению.

2. Проведение повторного эксперимента среди детей. Анализ полученных результатов.

3. Анкетирование педагогов и родителей

2 .Изучение актуальности . (Обосновать свой выбор: каким образом выбранная тема корректирует с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения).

3 . Анализ возможных затруднений, постановка проблем, изучение литературы.

4 . Определение целей и задач.

5 .Прогнозирование возможных результатов.

6 . Создание материальной базы (кусочки ткани, пряжа, тесьма и т.д.).

II. Теоретический

1 . Изучение истории возникновения традиционных народных кукол.

Методические разработки

2 . Основные особенности кукол , изготовленных вручную (своими руками).

3 . Виды кукол , их значимость, принадлежность.

4. Технология изготовления

5 . Разработка конспектов (для работы с детьми).

6. Мастер-класс для педагогов.

7. Консультаций для родителей и педагогов

III . Практический этап (для педагога)

1 . Создание наглядных и методических пособий

1.Папка Традиционная народная кукла

      • История возникновения

        Особенности самодельной куклы

        Виды кукол, значимость, принадлежность

        Технологические карты изготовления

        Конспекты по ознакомлению и изготовлению кукол

        Мастер-класс для педагогов

        Консультации для родителей и педагогов

2 . Изготовление образцов кукол.

1. Создание мини-музея “Куклы из бабушкиного сундука” фото-материал

3 . Освещение информации по реализации проекта.

1.Создание Фото-монтажа «Наши успехи»

IV . Творческие выходы (при работе с детьми)

1 . Осуществление работы с детьми.

Создание оптимальных условий для их саморазвития и самореализации.

Развитие их эмоционально-ценностного отношения к истории нашего народа, его культуре.

Умение отражать полученные впечатления, умение и знания в продуктивной деятельности.

1. Занятие по ознакомлению с игровыми народными куклами и изготовление куклы «Закрутки»

2. Занятие по ознакомлению с обереговыми куклами и изготовление куклы “Ангел” .

3. Занятие по ознакомлению с традиционными обрядовыми куклами и изготовлению “Домашней куклы Масленицы”.

4. Экскурсия в мини-музей «Куклы из бабушкиного сундука» изготовление куклы «Пеленашка»

5 . Изготовление кукол в свободное от занятий время: Зайчик на пальчик, Бессоница, Кувадка, Мартеничка(нитяная кукла), Крупеничка. Столбушка, Кукла на ложке, Купавка, Жаворонки, Бабушка и Дедушка.

6. Организация и проведение выставок с демонстрацией «Рождественских Ангелов», «Кукол Домашняя Масленица – дочка Масленицы», «Кукол-закруток», «Жаворонков» - в выставках «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Широкая Масленица», «Пасхальный перезвон».

2 . Проявление интереса к посещению народного музея. Понимание значимости этого учреждения для сохранения исторического и культурного наследия.

1. Посещение городского музея «Бабушкина кукла» знакомство с игрушками 19-20 века + мастер-класс “Кукла-закрутка”.

(при работе с родителями)

Создание благоприятного психологического климата, сердечного доброжелательного отношения двух сторон: педагог-семья.

Привлечение и реализации проекта и участию ряде совместных мероприятий

Установление связи каждой семьи с культурой народа, сохранение семейных традиций и зарождение новых.

1. Консультации для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре”, «Семейные традиции»,«Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре».

2. Тематическая выставка «Куклы наших бабушек» (совместное творчество родителей и детей)

3. Оформление фотоальбомов «Семейные реликвии», «Семейные праздники»

4. Тематический заключительный вечер с родителями «Чем дальше в будущее входим – тем больше прошлым дорожим»

    Интеллектуальные игры

    Подведение итогов по проекту

    Демонстрация фото-монтажа

    Посещение мини-музея “Народная кукла” (в стенах д/сада)

    Награждение самых активных из семей, участвующих в реализации творческого проекта

    Концерт

    Чаепитие

Фото-материалы, отзывы

(при работе с педагогами дошкольного учреждения)

1. Консультации для педагогов на тему: «Как приобщать ребенка к традиционной народной культуре»

2. Мастер-класс для педагогов «Рождественский ангел» фото- материалы, отзывы

3. Творческий отчет по проекту “Народная кукла”.

v . Связь с другими творческими организациями

Сотрудничество с работниками культуры, детской библиотекой.

Участие в различных конкурсах и акциях.

Публикации.

1. Демонстрация кукол в детской библиотеке «Куклы из бабушкиного сундука» фото-материалы, отзывы

2. Участие детей в благотворительной акции «Добрые сердца» изготовление кукол для детского дома (совместно с родителями) фото-материалы, отзывы

3. Публикации.

Группа № 8

Воспитатель: Копытова И. Н.


«Русская народна кукла»

Познавательно-творческий проект

Среднесрочный проект (два месяца)

Возраст детей: 6-7 лет


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
  • Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
  • Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • В нашем время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их делают на фабрике и эти игрушки несут тепла души их создателей.
  • Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стало ощущаться потребность в оригинальных изделиях.

Цель проекта

  • пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества
  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки
  • Знакомить с народными традициями
  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства
  • Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол
  • Воспитывать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус

Этапы реализации проекта

  • 1. Изучение истории возникновения народной куклы
  • 2. Изучение видов кукол
  • 3. Изучение технологии изготовления кукол
  • 4. Изготовление русской народной куклы « Мартинички» или «Неразлучники»
  • 5. Изготовление русской народной куклы «Масленица»
  • 6. Изготовление русской народной куклы «Пасха»
  • 7.Демонстрация и дарение кукол детьми родителям

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

  • Вводная часть
  • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
  • Определение последовательности работы
  • Изготовление основы куклы
  • Создание костюма куклы
  • Оформление куклы
  • Итог занятия

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

ИГРОВЫЕ

ОБЕРЕГОВЫЕ

Столбушки

Малышок-голышок

Куватка

ОБРЯДОВЫЕ

Простоволосая

Ангелочек

Неразлучники

Лихоманки

Кукла с косой

Масленица

Коляда

День и ночь

Девка-Баба

Кукла нарядная

Кострома

Вепсская

Бабушкина кукла

Кукушечка

Узелковая

Покосница

Колокольчик

Зайчик

Купатка

Бессонница

Бабочка

Козьма и Демьян

Утешительница

Капуста

Берегиня

Пеленашка

Десятиручка

Крупеничка

Веснянка

Свадебная

Желанница

Пасхальная голубка

Владимирская столбушка


Виды тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы – 2 прямоугольника

Куватка, Пасха, Неразлучники, Козьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Колокольчик, узелковая, свадебная

Кукла, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь.

День и ночь, ангел, колокольчик, закрутка, Бессонница

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани

Владимирская столбушка, Берегиня, Лихоманка

Куклы в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка


Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.


Куклы-обереги

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").


Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.


Широкое распространение на Севере России имела кукла - берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла ").


Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.


Зернушка - кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.


"День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Кукла - веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.


Куклы- лихорадки . Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.


Обрядовые куклы

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.


Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.


"Коза". Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.


Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).


Домашняя Масленица

В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.


На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки - заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".


Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.


Игровые куклы

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.


Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.


Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.


Узелковая кукла

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.







Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тевризского муниципального района Омской области «Тевризский детский сад№3»
Проект «Народная тряпичная кукла»

для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнила: воспитатель Битель Светлана Сергеевна

Ранее, на неделе «Хлеб всему голова», мы узнали, что на Руси, при посеве зерна, первую горсть брали из мешочка, сшитого в виде куклы. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы опять наполнить ею куклу-мешочек. Эту куклу бережно хранили до следующего сева.

Мы решили узнать, что это за кукла, и какие еще бывают куклы.

Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
По характеру участия – ребенок участник
По продолжительности – краткосрочный
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация

Участники проекта: Дети, воспитатель, родители, музыкальный работник.

Выясняем интересы и потребности детей по данной теме.

Вопросы анкетирования детей:
1. Знаешь ли ты, что такое кукла?
2. Есть ли дома тряпичная кукла?
3. Какие народные тряпичные куклы тебе известны?
4. Знаешь ли ты, когда и зачем была придумана народная кукла?
5. Любишь игрушки, сделанные своими руками?
6. Что нужно для изготовления народной куклы?
7. Умеешь ли ты делать тряпичные куклы?
8. Хочешь научиться делать тряпичную куклу?

Проблема: У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.
Причины:
Незнание истории возникновения народной куклы.
Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.
Отсутствие в развивающей среды для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы

Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
1. Изучение истории возникновения народной тряпичной куклы.
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Создание мини-музея народной тряпичной куклы.

Методы проекта: наглядный, словесный, практический.

Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) .
Что знаю?
Народных кукол: масленица, чучело огородное.
Историю возникновения народной куклы.
Что хочу узнать?
Какие еще есть народные куклы.
Как сделать самостоя- тельно куклу.
Можно ли играть с такими куклами.
Как узнать?
Найти в книгах, журналах картинки и иллюстрации с изображением и описанием народных тряпичных кукол, их историю возникновения

Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта
1. Подбор литературы. Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.
2. Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.
3. Выбор форм работы с родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (основной)
1. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
2. Создание мастерской и мини-музея «Народная тряпичная кукла».
3. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
Творческие задания для родителей.
Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально-театрализованная деятельность с детьми.

IV. Итоговое мероприятие
Выставка "Куклы из бабушкиного сундучка"
Праздник для детей и родителей

Разработка плана достижения цели
Познавательное развитие:
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в библиотеку.
Презентация «Народная тряпичная кукла».
Чтение художественной литературы:
Народная сказка «Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла». Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов.
Потешки. Поговорки. Загадки.
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Составь картинку»,
«Кто ты куколка моя? »,
«Узнай по описанию».
Русские народные игры
(подвижные, малоподвижные) .
Сюжетно- ролевые игры:
«Деревенская семья»,
«Дочки-матери».
Речевое развитие:
Беседа «История возникновения
народной куклы».
Беседа «Виды кукол».
Беседа «Русская народная игрушка».
Беседа «Моя любимая игрушка».
Продуктивная деятельность:
Изготовление куклы Зерновушки в мастерской
Аппликация «Кукла из бабушкиного сундука"
Конструирование из бумаги «Кукла».
Рисование: «Моя любимая кукла».
Рисование: «Куклы из нашего музея».
Лепка «девочка в сарафане».
Музыкально-театрализованная деятельность:
Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, танцевальных номеров, сценок.
Работа с родителями:
Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».
Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.
Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».
Оформление информационного стенда
«Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».
Подбор картинок, иллюстраций, фотографий.
Подборка стихов, загадок,
пословиц и поговорок о труде.

Предполагаемый результат работы:
Повышение интереса к русской народной кукле
Повышение познавательной активности детей
Активизация словарного запаса детей
Усиление ресурсного обеспечения группы
Альбом «Народная тряпичная кукла»
Изготовленные куклы для мини-музея
Презентация

Используемый ресурс:
Методическая литература
1. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
2. Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011
3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, 2007
4. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
5. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
6. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
7. Ирина Богданова "Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки"/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
8. Москин Д., Яшкова Т. "Загадка народной куклы".- Петрозаводск: Периодика, 2010.
9. Лариса Яковлева "Куклы на все времена".
Детская литература
10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
11. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
12. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.
13. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.
14. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
15. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
16. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
17. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.
18. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
Электронные (интернет) ресурсы
19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru
21. Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net
22. Славянская кукла: www.slavakukla.ru
23. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.
24. Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.
25. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
26. Славянская доктрина: www.mirtesen.ru
27. Славянские куклы: www.liveinternet.ru

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Народная тряпичная кукла»


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков


Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: декабрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Ожидаемый результат:

1. Создание картотеки детской и методической литературы
2. Разработка перспективного плана по теме» народная тряпичная кукла»
3. Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
4. Обновление эстетического пространства группы
5. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
6. Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
7. Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

План реализации проекта.I этап:
1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы. 2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8. Подбор необходимого материала для практической деятельности

План реализации.II этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»
4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами
5.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
6.Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»
7. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»


8. Рисование « Нарисуй тряпичную куклу»


9. Мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"


10. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Отдарок на подарок»


11. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Птичка»


12. Мастер-класс для педагогов « Девичьи посиделки» (кукла Вербница)


13. Изготовление альбома « Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы»
14. Изготовление картотеки « Стихи о народной кукле»
15. Изготовление альбома « Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы»
16. Альбом «Правила создания традиционной народной куклы»
17. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр
18. Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)
19. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
20. Экскурсия в краеведческий музей


План реализации проекта.III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта « Народная тряпичная кукла»

Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.



Рассказать друзьям