Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р , следует научить ребенка произносить звук р проторный .

Подготовительный этап.

Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука.

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебаия языка.

Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл . Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора - двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др - др).

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл , это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.

После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) - вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

Внимание! В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже ш, ж ) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения комплекса cпециальных упражнений мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает.

В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 - 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длинне.

Звук Pь.

После автоматизации р , используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь . Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

Речь для каждого человека играет большую роль в жизни. Неудобство и сложность при общении могут быть вызваны различными речевыми дефектами. Поэтому так важно своевременно заметить у своего ребенка неправильное произношение и начать действовать. Постановка звука «С» не отличается особой сложностью. При верно подобранных упражнениях и регулярных занятиях можно быстро добиться успехов. Как же это сделать?

Постановка звуков в логопедии является особенным процессом, представляющим собой выработку навыка произношения той или иной буквы. Ребенку важно научиться воспроизводить звук в любом виде в зависимости от слова, сочетания букв в нем.

Нередко логопеды сталкиваются с расстройством речи именно при воспроизведении свистящих звуков у детей. Выделяют два вида таких дефекта:

  1. сигматизм;
  2. парасигматизм.

В первом случае малыш искажает произношение правильного звука «С» или «Сь», а во втором – вообще меняет их на другие звуки.

Поэтому так важно вовремя заметить речевое нарушение у ребенка и начать прививать навык верного воспроизведения букв. Такие патологии также могут негативно отразиться на нервной системе детей, привести к следующим болезням:

  • Дисграфия. Она представляет собой разные нарушения письменной речи, когда ребенок непроизвольно меняет буквы во время написания местами, заменяет их другими буквами и так далее.
  • Дислексия. Эта патология не позволяет ребенку нормально читать, мешая связывать буквы в единый текст.
  • Дислалия. При данном заболевании дети имеют серьезные дефекты произношения определенных звуков.

Таким образом, сомнений в том, что постановка звуков важна и обязательна, нет. Родителями стоит запастись терпением и подобрать для своих малышей эффективные методики развития речи, разбив на определенные этапы, от простых к сложным.

Подготовительные мероприятия

Постановка свистящих звуков первым делом начинается с тренировки дыхания ребенка. Он должен уметь выпускать воздушную струю с силой. Для этого можно попросить его набрать в рот воздуха и сильно дунуть через трубочку из губ. Можно воспользоваться ваткой или еще чем-то легким, положить ее на ровную поверхность и сдувать на какое-нибудь расстояние. Или можно придумать соревнование кто дальше сдует комочек ваты. Так ребенку будет интереснее выполнять задание.

Также неплохо проводить различные упражнения, развивающие дыхательный процесс. Можно выполнять следующие задания:

  • «Гармонь». Встать ровно, руки ладонями положить на живот, глубоко вдохнуть через носовую полость и задержать дыхание на пару секунд. Затем следует выдохнуть уже с помощью рта. Это упражнение поможет выдыхать с усилением, научиться верно направлять струю воздуха.
  • «Ветерок». Вытянуть трубочкой губы, набрать воздух и сильно дунуть через нее. При этом необходимо поставить перед ртом ладонь, которая должна чувствовать резкую прохладную струю воздуха.
  • «Буря». Взять какой-либо пузырек, имеющий узенькое горлышко. Поднести к нижней губе и подуть. О правильности направления воздушной струи будет свидетельствовать характерный шум.

После выполнения упражнений на дыхание понадобится артикуляция звука. Она помогает человеку натренировать мышечные ткани речевого аппарата, отработать навыки правильного расположения органов во время произношения того или иного звука.

Для постановки твердого «С» или мягкого звука «Сь» можно воспользоваться следующими заданиями:

  • «Непослушный язык». Нужно улыбнуться, немного открыть ротик. Расположить язык на нижней губе и шлепать губами по нему, произнося слог «пя» несколько раз. Так делать на протяжении одного вдоха, а потом зафиксировать язычок в пассивном состоянии на губе на несколько секунд.
    При этом спокойно можно выдыхать воздух. Нужно следить за тем, чтобы нижняя губа не была подвернута и не натянута на челюсть снизу. Также бока речевого органа должны касаться уголков ротовой полости.
  • «Блин». Необходимо открыть ротик, улыбнуться. На нижней губе расположить переднюю часть языка и зафиксировать его в таком состоянии на несколько секунд. При этом нельзя напрягать губы, широко растягивать их, подворачивать или натягивать на нижнюю челюсть. Также не стоит сильно высовывать язык, он должен покрыть только губу, а его боковые стороны должны касаться уголков рта.
  • «Гора». Требуется открыть рот и улыбнуться. Затем широким кончиком речевого органа упереться в бугорки, которые находятся за нижней челюстью. Далее следует приподнять среднюю часть языка до тех пор, пока он не коснется верхних резцов, а потом опустить. При выполнении упражнения нужно смотреть, чтобы кончик язычка не отрывался от бугорков, а все другие органы речевого аппарата оставались неподвижными.

Сначала необходимо проводить простые занятия, потом постепенно добавлять задания сложнее. Главное, чтобы делалось это регулярно и с желанием добиться успехов в постановке свистящих звуков. С более подробной информацией об артикуляционных упражнениях вы сможете ознакомиться в нашей статье — .

Для того чтобы произношение звука «С» было верным, нужно держать под контролем положение органов речевого аппарата, а также процесс дыхания во время воспроизведения буквы.

После подготовки органов можно переходить непосредственно к упражнениям.

Постановка звука с помощью подражания

Подражание – это наиболее легкий и предпочтительный способ постановки звука. Детям нравится повторять за взрослыми, животными, поэтому применение такого упражнения для постановки звука «С» позволит заинтересовать их.

Для этого необходимо сесть вместе с малышом напротив зеркала и демонстрировать ему правильное положение и движение органов речи во время произношения твердого звука «С» и его смягчении. Затем попросить его повторить то же самое. Еще можно попросить, чтобы ребенок показал, как дует ветер, как насос накачивает колесо и так далее.

Как поставить звук механическим способом?

Приемы постановки звуков включают в себя и механический способ. Для этого требуется выполнять следующие действия:

  1. Широко улыбнуться, широкий язык расположить между зубами. При этом его кончик должен находиться только на нижней челюсти. Нужно контролировать, чтобы малыш не прижимал орган верхними зубами.
  2. Затем попросить кроху дунуть на кончик язычка, чтобы при этом ощущалась прохлада. Можно поднести руку к ротовой полости и почувствовать выдыхаемую воздушную струю.
  3. Пока малыш дует на кончик языка, необходимо положить на его среднюю линию зубочистку, немного надавив на него. Таким образом, образуется «желобок», по которому потом и будет идти струя воздуха. Просунуть зубочистку нужно примерно на 2 см.
  4. Попросить ребенка подуть. Во время этого будет слышен нечеткий шипящий свист. Тогда понадобится сомкнуть челюсти таким образом, чтобы между ними помещалась только зубочистка, а язык оставался внутри. Также нужно продолжать дуть на кончик язычка, струя должна проходить быть межзубной. Когда челюсти смыкаются, образуется свист, который нельзя прерывать.
  5. Пока малыш производит свист, нужно нажимать на язык зубочисткой разной силой, двигать ею вперед-назад. Это позволит определить, при каком положении звук «С» звучит верно.
  6. Как только это положение будет установлено, можно дальше тренировать произношение. В то время, когда ребенок правильно скажет букву «С», нужно, не торопясь, аккуратно вытащить зубочистку из ротовой полости малыша.
  7. Некоторый период времени он будет продолжать правильно воспроизводить свистящие звуки без этого приспособления, но потом снова может сбиться. Поэтому необходимо тренироваться таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет сам верно выставлять нужное положение речевых органов.
  8. Закреплять результат этого упражнения можно с помощью произношения слогов и слов. Если в составе слова малышу будет сложнее воспроизводить звук, то можно опять применить механический способ.

Постановка от других звуков

Можно поставить правильное произношение звука «С» от других звуков. Среди них применяются такие буквы как «Ш» и «Ц». При постановке произношения от «Ш» необходимо выполнять следующие действия.

  • Попросить малыша, чтобы он начал тянуть звук «Ш», и при этом, не торопясь, продвинул язычок вперед. Сам речевой орган нельзя отрывать от неба, верхние и нижние резцы должны располагаться параллельно друг другу.
  • Возникновение прерывистого произношения свидетельствует о том, что ребенок оторвал язык от неба, чего нельзя делать. Затем необходимо, чтобы он приоткрыл рот и продолжил первоначальное занятие по постановке звука.
  • При открытых резцах сначала будет слышен мягкий звук «Ш», потом нечеткий свистящий звук, а затем верное произношение звука «С». Потом следует попросить закрыть ротик и попробовать произнести звук с сомкнутыми резцами.
  • Пусть малыш сам попробует найти то положение языка, в котором звук «С» получается наиболее правильным. Как только произношение будет верным, нужно его закреплять. Чтобы ребенку было интереснее, можно сказать, что так пищит комар, и кроха будет ему подражать.

Также можно поставить свистящий звук с помощью буквы «Ц». Правда, таким вариантом пользуются намного реже, но знать его не помешает.

  • Малышу необходимо долго и протяжно произносить звук «Ц». При этом будет четко слышен звук «С». Самое главное, чтобы кроха сам услышал и смог взять во внимание эту букву.
  • В случае трудностей с произношением изолированного «С» можно сначала тренироваться с помощью буквенного сочетания «ЦС».
  • Результат также важно закреплять. Для этого необходимо регулярное повторение слогов, слов, скороговорок.

Какие способы существуют при сигматизме?

Детки, которые страдают сигматизмом и парасигматизмом, также могут быть обучены правильности произношения. Для этого необходимо подбирать логопедические упражнения на звук, которые подойдут в конкретном случае.

Межзубный сигматизм

Постановка звука при таком нарушении заключается в том, чтобы продемонстрировать малышу, как правильно располагаются органы речи во время произношения звука «С». Если у ребенка не получается подражать взрослому, то проводят постановку с механической помощью.

Боковой сигматизм

В этом случае потребуется провести подготовку органов речи, чтобы активизировать деятельность мышечных тканей боковых сторон язычка. В итоге у малыша должно получиться поднятие боков до их полного соприкосновения с боковыми зубами.

Потом можно прибегнуть к упражнению, при котором понадобится дуть на переднюю часть речевого органа, потом на его кончик, а затем, спрятав язык за челюстью.

Носовой сигматизм

Таким деткам нужно выполнять следующее упражнение. Необходимо долго и протяжно воспроизводить букву «Ф». Просунуть широкий кончик язычка между нижней губой и верхними резцами и подуть на него, произнося звук «Ф» и потихоньку убирая орган за нижние резцы.

Призубный парасигматизм

Постановка звука при данном нарушении речи производится только путем демонстрации правильного расположения органов. Также упор делают на тактильные ощущения. Ребенок подносит ладонь ко рту, если струя воздуха идет верно, то чувствуется холод. Можно поставить звук от мягкого «Сь».

Следует помнить, что нельзя прекращать занятия, как только ребенок смог правильно воспроизвести звук, даже если больше не наблюдается нарушения. Поставленное произношение следует обязательно закреплять с помощью стихов, скороговорок, рассказов и прочих произведений.

Таким образом, постановка звуков очень важна для речи человека. Поэтому при наличии трудностей с воспроизведением этой буквы следует обязательно обратиться к специалисту и регулярно выполнять упражнения.

Продолжаем говорить о постановке звука “Р” . В предыдущей статье мы говорили о , сегодня мы продолжим:

Выработка «р» раскатистого (с вибрацией кончика языка)

Как только ребенок научится удерживать правильное положение кончика языка у верхних резцов, можно приступить к постановке звука «р» с вибрацией кончика языка.

Попросите ребенка поднять широкий язык за верхние резцы и длительно произносить звук, похожий на «ж», затем добавить звук «д».

Попросите ребенка быстро, многократно проговаривать сочетание звуков «д» и «ж». Чтобы язык был напряженным и широким, ему нужно дополнительно сильно надавить кончиком языка на бугорки за резцами (альвеолами). В это время соской на шпателе производить колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация кончика языка. Далее можно самостоятельно научить ребенка делать это соской. Можно это делать указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка совершать частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Ребенку объяснить, что будем учиться заводить мотор.

Добившись вибрации кончика языка с помощью соски со шпателем, продолжительность вибрации увеличивают и постепенно переходите к тому, чтобы ребенок делал вибрацию сам.

3. Смешанный, от сочетания звуков «дн», «др», «тр» и с гласными в середине сочетания «тыр», «дырка», «жир». Схема постановки та же.

4. Смешанный, от опорных звуков.

Опорными звуками для постановки звука «р» являются звуки «т», «д», «с». Эти звуки дают подъем кончика языка вверх. Многократные повторения создают небольшую вибрацию кончика языка. Звук «с» формирует направленную воздушную струю. При необходимости можно воспользоваться зондами.

_____________________________________________________________________________________________

Подпишись на получение логопедических занятий по или .

Мы их опубликуем на сайте!

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

Спесивова Нинель Евгеньевна ,
логопед ГУЗ СО "Аткарская РБ"
г. Аткарск, Саратовская обл.

Сертификат о публикации: не выдавался

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.
«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, язычно-альвеолярный звук.

Нормальное положение органов артикуляции при произнесении звука «Р».Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами примерно 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Сильная воздушная струя разрывает смычку кончика языка и нёба,язык вибрирует.

Мягкий звук «Р» отличается от твёрдого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу (примерно, как при гласном «И»), кончик языка находится несколько ниже, чем при твёрдом «Р», задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперёд.

Недостатки произношения звука «Р» (ротацизм).

Велярное произношение. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

Увелярное произношение. При увелярном «Р» вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармоничный характер и не сопровождается шумом.

Боковой ротацизм. При этом нарушении, вибрирует только один из боковых краёв языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через неё выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке «Л», в результате произносится звук, в котором как бы сливаются «Р» и «Л».

При «щёчном » произношении «Р» щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Одноударное произношение «Р». При нём, отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке.

«Кучерское » «Р». В этом случае вибрируют сближенные губы.

Глухое произнесение звука «Р».Звук произносится без участия голоса,голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

Замены звука «Р» парным мягким «Р», а также «Л», «Ы», «Д», «В», «Г», «Й» и др.

Мягкий «Р» может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Опишу методику коррекции звука « Р» , которую использую в своей практике.

Упражнения артикуляционной гимнастики на подготовительном этапе коррекции «Р»:

«Улыбка». Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать губы по кругу.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта.

«Фокус». Рот приоткрыть, язык чашечкой высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

«Гармошка». Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Лошадка». Присосать язык нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в альвеолы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д»,далее с ритмом д-д---ддддд.

«Болтушка». Приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «дрр».

Способы постановки.
1.По подражанию. Логопед объясняет правильную артикуляцию звука, затем произносит звук, а ребёнок ему подражает.

2. Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [Ы] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

3. Способ постановки звука [Р] от упражнения « Грибок». Ребенок присасывает язык к твердому небу («Грибок»); делает глубокий вдох через нос (язык в том же положении); делает резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика языка.

4. Постановка [Р] от звука [Ж]. Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом двигает кончиком языка вперед-назад по альвеолам «БУГОРКАМ». При этом можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука переходят к проговариванию слогов со стечением ЖР, ДР, НР, ТР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука.

5. Постановка [Р] от звук [Д] или слога ДЫ в быстром темпе, можно с заданным ритмом Д Д ДДДДД. Звук или слог произносится на альвеолах. Шариковым зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Получается звукосочетание ДР или ДРЫ. Вибрация отрабатывается до самостоятельной. Затем убираем опорный звук Д, сначала ставим с другими согласными БР, МР, а затем без них.

6. Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у которых не формируется воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. Особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

7. Постановка [Р] из межзубного положения. Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». Указательным пальцем «играть» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрирующего звучания от малейшего прикосновения к нижней губе «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, передвинуть его за верхние зубы.

8.Если звук [Р] заменяется своей мягкой парой, то можно добиться твёрдого произношения звука следующим образом: ребёнка просят протяжно произносить «РЬ» расширяя при этом рот, что вызывает автоматическое перемещение кончика языка назад и звук становится твердым.

9. Постановка [Р] от сочетания [ТД]. Ребёнка просят по очереди произносить звуки [Т] и [Д] в сочетании [ТД] или [ТДД] в быстром темпе и ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [Д] и [Т] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

10. Постановка [Рь]. Длительный раскатистый [Р] последовательно соединять с гласными [И], Я, Е, Ю, растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения [Рь] в слогах, вводят слова и т. д.

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях.

1.В открытых слогах РЫ РЭ РА РО РУ:

Некоторые задания:

Повтори слог;
Договори слог: го РЫ, но РА, пе РО, кегу РУ …;
Скажи с разным ударением: ры РЫ ры, РЭ рэ рэ, ра ра РА…;
Начни слово.

2.В закрытых слогах ЫР ЭР АР ОР УР:

3.В позиции между гласными ЫРЫ ЭРЭ АРА ОРО УРУ;

4.В слогах со отечением согласных БРА БРЭ БРЫ БРО БОУ и так далее с другими согласными на первом месте.

5.В начале слова в открытом слоге РАК РОТ РЫСЬ РУЛЬ и тд. в двух, трехсложных словах.

Некоторые задания:

Повтори РА РА РАК и тд;
Посчитай от 1 до 5 РЫБА, РУБЛЬ и тд;
Назови картинки;
Скажи с закрытыми глазами РАКЕТА столько раз, сколько услышишь хлопков;
Скажи РОМАШКА со словом НЕТ (даю, вижу.любуюсь) НЕТ РОМАШКИ и т д;
Измени слово РАСЧЕСКА-РАСЧЕСКИ и тд;
Доскажи слово РА РА РА – ТРУБИТ (труба) и тд.
Подбери слово к схеме (даются картинки).
Придумай слово к схеме.
«Собери родственников» РУКА - ручки, ручной, рукава и тд.
Ответь на вопрос словом: Сок из груш.Какой? ГРУШЕВЫЙ.

6.В середине слова в открытом слоге ГОРЫ, ПИРОГ, БАРАН и тД. с усложнением.

7.В конце слова СЫР, СЭР, ПАР, ХОР и тд с усложнением.

8.В середине слова в закрытом слоге АРБУЗ, ТЕРМОС, ТЕРКА, ЖУРНАЛ и тд

9.В словах со стечением согласных в первом слоге ГРОМ, КРАСКИ, СТРОЙКА, ВДРУГ.

10.В словах со стечением согласных в середине КОБРА, ДОБРОТА, ВАТРУШКА и тд.

11.В « богатых» словах ТРАКТОР, ПРОРУБЬ, ПРОБИРКА, ПРОКУРОР и тд.

12.В предложении:

Некоторые задания:

Повтори чистоговорку РА РА РА –НА ПАРАД ИДТИ ПОРА, и тд.
«Поэт» придумай чистоговорку РЫ РЫ РЫ –(покусали комары) и т д.
Повтори предложение по картинке за логопедом.
Вспомни и скажи предложение по картинке самостоятельно.

Составь и повтори предложение по картинке, по мнемотаблице, по опорным словам, из заданных слов, по схеме.

Исправь предложение «Путаница»
Измени предложение Я КОПАЮ ОГОРОД,(ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…)
Составь предложение к схеме по картинке и т д.
«Вырасти» предложение, добавляя слова.
Запомни и повтори пословицу, поговорку. Объясни смысл.

Проблемы со звуком «Р», пожалуй, самая распространенная причина обращения к логопеду. Прежде всего, нужно отметить, что возрастные нормы по звуку «Р» — это 5-6 лет (в разных источниках). Т.е. считается, что до этого возраста ребенок «вправе» не выговаривать «Р». Это теория. А на практике, при отсутствии звука «Р» в речи, я советую начинать заниматься его постановкой с 5-5,5 лет.

Однако, очень важный момент! Бывает так, что звук «Р» у ребенка есть, но он ненормативный, т.е. неправильный. Тут возможны различные варианты: «горловой» Р, «кучерский» Р, т.е. с вибрацией губ и щек и пр.). В этом случае, обращаться к логопеду, возможно, нужно раньше. Т.е. если некорректный звук появился в 4 года, не следует ждать 5,5 лет, поскольку такое неверное произношение еще больше закрепится в речи и исправлять его со временем будет только сложнее. Обратите внимание, в данном случае речь идет не о замене звука «Р» другими звуками («Л», «В» и пр.), а именно о некорректном произнесении.

Звук «Р» считается одним из самых трудных звуков и, признаться, я выступаю за то, чтобы ставил его именно специалист, а уж тем более исправлял его неверное произношение. Почему? Тут множество нюансов. Нужно учитывать подвижность языка, его тонус, сформированность и силу воздушной струи, артикуляторную готовность и прочие моменты. Иначе мы рискуем вызвать и закрепить в речи неверный звук. А исправлять его гораздо сложнее, чем ставить. Кстати, как правило, логопеды ставят звук «Р» последним, т.е. после того, как все другие звуки уже появились в речи ребенка.

Однако, ниже предлагаю рассмотреть некоторые варианты постановки, доступные мамам в домашних условиях. Но прежде, рекомендую подготовить артикуляционный аппарат ребенка, выполняя специальные упражнения для язычка.

  • «Лошадка» — щелкаем языком медленно и сильно, имитируя цокание копыт лошади. Важно: нижняя челюсть остается неподвижной.
  • «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
  • «Футбол» — рот закрыт, губы сомкнуты. Кончиком языка с силой упираемся то в одну, то в другую щеку.
  • «Индюк» или по-другому – «болтушка» — широким кончиком языка проводим по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. При этом произносим БЛ-БЛ-БЛ.

Каждое упражнение выполняем по 10-15 раз.

Постановка от звука «Д»

Просим ребенка звонко произносить звук «Д». При этом кончик язычка должен быть сильным и сильно упираться в небо в том месте, где находятся альвеолы (бугорочки). Звук Д мы как бы тянем, повторяем без остановки: «Ддддд». При произнесении звука «Д» язык не должен отрываться от альвеол. Нажимать на язычок нужно с такой силой, чтобы в какой-то момент он завибрировал, и вы услышали «ДДД-РРР». Это и будет началом произнесения звука «Р». Далее начинаем произносить слоги: ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, т.е. те, где «Р» звучит твердо. Обратите на это внимание и не используйте слоги с мягким «Р» (дре, дри и т.д.). Это уже этап автоматизации, т.е. введения и закрепления в речи звука «Р». Со временем переходим на слова, начинающиеся с «ДР»: драка, друг, дракон и тд.

Потом отрабатываем Р в словах на «ТР»: трава, трус и пр. Когда ребенку будут хорошо удаваться эти упражнения, начинаем «отключать» не нужный нам звук «Д», отрываться от него. Для этого подбираем пары слов, наподобие таких: гром-город, бром-борода и т.д.

ВНИМАНИЕ! Если описанным выше способом поставить звук не получилось, попробуйте следующее. На этапе, когда ребенок произносит «Дддд», легко подтолкните его язычок вглубь рта. Движение должно быть очень легким! Для этого можно использовать палочку от мороженого. Также можно попробовать слегка повибрировать (примерно на середине язычка) этой палочкой. Если получится, Вы услышите звук «ДДрр», а с ним начинаем работать по уже изложенной схеме.

Постановка от звука «Ж»

Этот способ подходит только если у ребенка есть хороший и чистый звук «Ж». Просим ребенка длительно с усилием произносить звук «Ж» и отодвинуть язычок чуть поглубже в рот. Вы должны услышать короткий (одноударный) звук «Р». Если получилось, продолжаем повторять это упражнение, закрепляем звук, а потом переходим к его автоматизации по аналогии с тем, что было описано выше. Сначала слоги с «ЖР», «ДР», «ТР» и тд.

Постановка от звука «С»

Важное условие – наличие у ребенка корректного звука «С». Этот способ необычен тем, что звук мы вызываем на вдохе, в то время как обычно делаем это на выдохе. Да и вообще вся наша речь – на выдохе. Просим ребенка длительно произносить звук «Сссс», а затем немного вдохнуть через рот и прижать язычок к альвеолам. Если все эти действия были проведены правильно, то мы должны услышать короткий «Р» с которым начинаем работать по схеме, озвученной выше.

Если же у Вашего ребенка есть звук «Р» в изолированном звучании, т.е. он может сказать «Р» отдельно, а при этом не выговаривает звук в словах, вы вполне можете самостоятельно автоматизировать звук, т.е. ввести его в речь. НО важно, чтобы это был правильный звук. Алгоритм автоматизации аналогичен тому, что я описывала выше: сначала проговариваем его в слогах, затем в словах, где сначала звук находится в начале, затем в середине, затем в конце. А высший пилотаж — закрепляем произношение во фразах, чистоговорках, скороговорках и стишках.

И главное, помним, что все упражнения по вызову звука мы проводим в форме игры! Это важно. Ведь можно придумать, что мы дуем не на язык, а «раздуваем парус», под которым поплывем на море, что мы не вдыхаем язычок, а хотим поместить «улитку обратно в ракушку» и т.п. Создавайте игровые ситуации, фантазируйте, чтобы максимально вовлечь ребенка. Мы не должны провоцировать негативных реакций у малыша. Мы не занимаемся, а играем и тогда, поверьте, результат появится в разы быстрее.

Еще хочу посоветовать книгу «Самоучитель по логопедии», автор М.А. Полякова . Это отличное практическое руководство по звукопостановке, с объяснением тонкостей, нюансов, с множеством вариантов и способов.

Екатерина Петунина , мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.



Рассказать друзьям