Пальчиковые игры в группе раннего возраста картотека. Пальчиковые игры для самых маленьких дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пальчиковые игры для развития речи и мелкой моторики рук в режимных моментах для детей раннего возраста

Мубаракзянова Серине Врежиковна, младший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Описание: комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста будет полезен воспитателям группы раннего возраста, а также родителям детей данной возрастной категории.
Цель: Развитие речи детей и мелкой моторики рук в режимных моментах.
Задачи:
1) Способствовать развитию автоматизированности мелкой моторики, повышению синхронности движений.
2) Развитие активного и номинативного словаря, представлений о грамматическом строе речи.
3) Формирование культурных навыков, закрепление основ этикета

I. Прием детей

1. Игра «Здравствуйте»
Цель: Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми. Формирование основ этикета.
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

II. Утренняя гимнастика

1. Упражнение «Вверх по лесенке/Вниз по лесенке»
Цель: Повысить мышечный тонус рук и пальцев детей. Развивать словарный запас, в частности, изучение порядковых числительных.
Вверх по лесенке шагаем,
И ступенечки считаем.
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре.
Движения выполняются пальцами вверх несколько раз, затем меняется первая строка стихотворения («Вниз по лесенке шагаем») и движения пальцев производятся в обратном порядке. Игра повторяется несколько раз.

2. Игра «Зайка»
Цель: Развитие мелкой моторики, повышение координации движений, развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук и автоматизированности движений.
Зайка по лесу скакал, (пальчиками слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Зайка корм себе искал. (высыпаем на поверхность горошины, бусинки, мелкие камешки и начинаем по ним стучать)
Вдруг у зайки на макушке» (ищем ручками у себя макушку)
Поднялись высоко ушки» (делаем из ладошек ушки на головой)
Шорох тихий раздается» (прячем лицо в ладошки)
Кто-то по лесу крадется» (аккуратно перебираем пальчиками по поверхности, стараясь на попадать на рассыпанные предметы)
Зайка путает следы (стучим пальчиками по очереди)
Удирает от беды (очень быстро перебираем пальцами и передвигаем руки на максимально возможное расстояние).

III. Умывание

1. Игра «Водица»
Цель: подготовка детей к водным процедурам, стимулирование мышечной активности, развитие номинативного словаря детей, повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, (идем двумя пальчиками по столу, изображаем обеими кистями)
Принесли в ведре водицы, (складываем обе ладошки «ковшиком»)
Чтоб детишкам всем умыться, (умываемся)
Вымыть уши, глазки наши (движения пальцами около ушей, глаз)
И сварить на завтрак каши. (круговые движения правой кистью)

2. Игра «Ладушки»
Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение тонуса мышц.
Ладушки, ладушки, (дети хлопают в ладоши)
С мылом моем лапушки. (легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)
Чистые ладошки, (демонстрация рук, разведение их в стороны)
Вот вам хлеб и ложки. (попеременное открытие и сжимание кулачков левой и правой руки)

3. Игра «Мыло»
Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение автоматизированности движений, стимулирование развития номинативного словаря, а также повышение интереса к гигиеническим процедурам).
Каждый день
Я мыло мою (поглаживание рук с внутренней и внешней стороны)
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру. (легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)
Мойся, мыло,
Не ленись! (сжимание-разжимание кулачков в медленном темпе)
Не выскальзывай,
Не злись! (попеременное соприкосновение всех пальцев с большим пальцем (на обеих руках))
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала. (поглаживание рук в внешней и внутренней стороны)

IV. Прием пищи

1. Игра «Пальчики обедали»
Цель: Развитие культурных навыков, закрепление основ этикета, стимулирование мышечной активности, снятие напряжения.
Пять проворных пальчиков (сжимаем и разжимаем кулачок)
Как-то за столом (пальчиками поочередно слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Чуть не утонули
В супе овощном. (пальчиками одновременно слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Испугались
Лук,
Морковка,
Свёкла,
Помидоры, (поочередно загибаем пальчики на каждой руке, начиная с мизинца (при перечислении овощей))
Успокоиться не могут
И по эту пору.

2. Игра «Значение органов»
Цель: Настрой на прием пищи, развитие координации движений. Стимулирование развития номинативного словаря.
Ротик мой умеет кушать, (показываем пальцем на губы)
Нос – дышать, а уши – слушать, (показываем на нос, на ухо)
Могут глазоньки моргать, (поморгать)
Ручки всё хватать, хватать. (хватательные движения пальцами: раскрытые ладони – пальцы в кулаки)

3. Игра «Пальчики»
Цель: Развитие автоматизированности и координации движений, гибкости пальцев. Обогащение словарного запаса и повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
- Мой мизинчик, где ты был? (аккуратно ударяем мизинчиком левой руки по столу)
- С безымянным – щи варил, (аккуратно ударяем безымянным пальцем левой руки по столу)
А со средним – кашу ел, (аккуратно ударяем средним пальцем левой руки по столу)
С указательным запел. (аккуратно ударяем указательным пальцем левой руки по столу)
А большой меня встречал (аккуратно ударяем большим пальцем левой руки по столу)
И конфетой угощал,
Правый же большой плясал
И на танец приглашал. (аккуратно ударяем большим пальцем правой руки по столу)
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой. (аккуратно ударяем указательным пальцем правой руки по столу)
Средний брат несет рюкзак, (аккуратно ударяем средним пальцем правой руки по столу)
Безымянный ходит так. (аккуратно ударяем безымянным пальцем правой руки по столу)
А мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать. (аккуратно ударяем мизинцем правой руки по столу)
Раз-два-три-четыре-пять! (сжимаем все пальчики обеих рук в кулачки)

V. Прогулка

Игры проводятся во время теплой погоды. Перчатки и варежки не снимаются. Возможно проведение после прогулки (в помещении) по результатам наблюдения за происходящими явлениями.

1. Гимнастика «На дворе у нас мороз»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, работу мышц. Развитие номинативного словаря.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать (дети топают ногами)
И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём, (выполняются плавательные движения руками)
Дно ногами достаём.
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (ходьба на месте)

2. Игра «Снеговик»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развитие синхронности движений. Способствовать развитию номинативного словаря.
Давай, дружок, смелей, дружок (дети хлопают в ладоши)
Кати по снегу свой снежок - (показ и повторение образца, как лепить снежок)
Он превратится в толстый ком (показать «круг» руками»)
И станет ком снеговиком (обвести руками в воздухе две окружности)
Его улыбка так светла! (дети хлопают в ладоши)
Два глаза… шляпа…нос…метла… (показ в соответствии с текстом)
Но солнце припечет слегка - (поднять руки вверх)
Увы! – и нет снеговика! (развести руками)

18. Игра «Малыши»
Цель: создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развивать синхронность движений. Стимулировать развитие активного словаря.
- Почему так хороши
В нашем доме малыши:
Губки - алы, (показываем пальцем на губы)
Зубки - белы, (показываем пальцем на зубки)
Щечки - розовы? (показываем пальцем на щеки)
- Да с мороза мы! (разводим руками)

VI. Подготовка ко сну, сон, пробуждение

1. Игра «Спокойного сна!»
Цель: Подготовка ко сну, расслабление мышц. Развитие номинативного словаря, совершенствования представлений о грамматическом строе речи.
Этот пальчик хочет спать, (загибают мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загибают безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загибают средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загибают указательный палец)
А другой давненько спит… (загибают большой палец)
Кто у нас еще шумит? (необходимо погрозить пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите! (погладить одной руку другую)

Упражнения и игры на пробуждение можно сопровождать негромкой плавной музыкой.
2. Пальчиковые упражнения «С добрым утром»
Цель: Организация пробуждения детей после сна, создания позитивного эмоционального фона. Поддержание тонус мышц, организация постепенного пробуждения. Стимулирование коммуникативной активности, развитие активного словаря.
С добрым утром, глазки! (поглаживаем веки глаз)
Вы проснулись? (смотрим в «бинокль»)
С добрым утром, ушки! (поглаживаем ушки)
Вы проснулись? (прикладываем ладонь к ушкам)
С добрым утром, ручки! (поглаживаем кисти рук)
Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! (поглаживаем ноги)
Вы проснулись? (притопываем)
С добрым утром, солнце! (руки раскрываются навстречу солнышку)
Мы проснулись! (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

VII. Самостоятельная деятельность

1. Игра «Снежинки»
Цель: Разнообразить досуг детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развивать кинестическую основу движений мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений. Развитие номинативного словаря.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла. (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (тучи)).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится. (продолжать вращающие движения кистями, попеременно скрещивая руки)

Лариса Усатая
Пальчиковые игры с детьми раннего возраста

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка , ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский

Актуальность.

Доказано, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук .

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод : ребенка просят показать один пальчик , два пальчика , три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев , - говорящие дети. Если пальчики напряженные , сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Проблема.

Наблюдая за вновь пришедшими детьми , я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать ложку во время еды, другие карандаш или кисточку при рисовании. Детям тяжело собирать мозаику, играть с мячом, застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде.

Поэтому я начала свою работу по развитию мелкой моторике рук с помощью пальчиковой гимнастики , работой с пластилином, с бумагой (отрывать, комкать, скатывать, дидактическим материалом (мозаика, нанизывание бус, крупные пазлы и т. д.)

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

Игры в которые мы играем :

«Погладим кошку»

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

(Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.)

С помощью взрослого показывают простую фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик)

"Капуста"

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

(Имитируют движения в соответствии с текстом.)

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Он ушами шевелит.

(Указательный и средний пальцы развести в стороны , остальные сжать в кулачок. Пошевелить «ушками» )

Фигурки учатся изображать сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками вместе.

«Зайка книгу нашёл»

Зайка книгу нашел,

И открыл, и прочел,

А закрыл, все забыл.

И снова открыл,

И все повторил,

А закрыл, опять забыл.

(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» - ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» - ладони прижимаются друг к другу.)

Кошки-мышки

Вот кулак, показать кулак левой руки

А вот – ладошка, раскрыть пальцы , ладонь вверх

На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались, вращать кулаком

В норки быстро разбежались спрятать кулак под правую подмышку

Ехал, ехал паровоз руки в «замок» , большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез…

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер -

Пусть прохладою повеет.

(Т. Сикачева)

Соединить прямые пальцы рук . Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Народная песенка)

Поочередно разгибать все пальцы , начиная с большого.

«Этот пальчик бабушка… »

Цель. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки . Развивать у ребенка умение загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца. Развивать умение договаривать выделенное слово.

«Улитка, улитка…»

Цель. Развивать умения координировать движения пальцев правой и левой руки (поочередно загибать пальчики ) ; выполнять движения в соответствии с текстом.

«Как на нашем на лугу…»

Игра направлена на развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании потешки.

«Сорока-белобока»

игра направлена на закрепление умений детьми выполнять различные движения пальцами .

И многие другие.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику , руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры , по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы.

Мария Николаевна Голубева
Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

Пальчиковые игры - это веселые упражнения для пальчиков и ручек , инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей , а также исключительно полезны для их общего развития :

Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом , то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы .

Активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Развивают память. В пальчиковых играх нужно запоминать многое : и положение пальцев , и последовательность движений, да и просто стихи.

Пальчиковые игры .

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка ,

Этот пальчик - бабушка ,

Этот пальчик - папочка ,

Этот пальчик - мамочка ,

Этот пальчик - я ,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев , начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы . Усложнение : поочередное сгибание пальчика на обеих руках .

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик , где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках . Затем поочередно соединять их с остальными пальцами .

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять! Ззззз!

Пальцы сжать в кулак , затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели .

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев , потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали .

Наши пальчики встряхнем , Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка : "Мяу-мяу!",

Два щенка : "Ав-ав!",

Два жеребенка : Иго-го!",

Два тигренка : "Ррр!"

Два быка : "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук , начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы .

Две ладошки прижму И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Публикации по теме:

Картотека пальчиковых игр для детей первой младшей группы "Картотека пальчиковых игр для детей 1младшей группы" Для детей любого дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая.

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Введение: Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического.

Картотека пальчиковых игр для детей 5–6 лет Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают.

Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет «ЕЛОЧКА» «Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку» Шишечки, показывают кулачки Иголочки, указательные пальцы.

Картотека пальчиковых игр для детей 3–5 лет Картотека пальчиковых игр для детей 3-5 лет. Подготовила: воспитатель Сотова Е. В. МДОУ №75 г. Ярославль, 2018г Пальчиковая гимнастика.

О взаимосвязи развития функций руки, мышления и речи ребёнка в наше время хорошо известно и педагогам детских садов, и родителям. Пальчиковые игры являются распространённым и очень полезным видом деятельности дошкольников начиная с раннего возраста. Они позволяют решить целый комплекс образовательных задач и сделать пребывание малыша в детском саду радостным и максимально полезным.

Цель и задачи пальчиковой гимнастики в первой младшей группе

Пальчиковая гимнастика для дошкольников - занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям раннего и младшего дошкольного возраста. О пользе игровых упражнений с участием пальцев и ладоней знают и в народе: всем нам знакомые «Ладушки», «Сорока-ворона» являются классическими примерами народных пальчиковых игр для самых маленьких.

Познание окружающего мира детьми до трёх лет происходит с непременным участием рук как универсального и совершенного исследовательского инструмента

Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детворой младшего возраста (до трёх лет). Это обусловлено психологией детей третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление - наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания - цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.

По мере взросления ребёнка пальчиковые упражнения начнут нести более сложные сопутствующие функции: массажную, расслабляющую, подготовки к письму. Но на ранних этапах важно научить малыша играть, используя свои пальчики и ладошки, заинтересовать его этим видом деятельности.

Задачами пальчиковой гимнастики в младшем дошкольном возрасте являются:

  • Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
  • Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
  • Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
  • Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
  • Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
  • Установление дружелюбных, доверительных отношений со взрослым (воспитателем).
  • Воспитание самостоятельности, собранности, организованности, сосредоточенности.

Кроме того, пальчиковые игры приносят малышам огромное удовольствие и радость, что способствует полноценному проживанию дошкольного детства в соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию.

Пальчиковые игры должны приносить ребёнку радость - только в этом случае они будут по-настоящему полезны ему

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна.

Для детей третьего года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям . Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит».

Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.

Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик - дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики . И пусть дети ещё не могут как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации.

Пальчиковый театр по любимой сказке непременно вызовет большую заинтересованность малышей

Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр

Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:

  • Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней. Основной приём на этом этапе - непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
  • На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
  • Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично прговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.

Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.

Фотогалерея: пособия и атрибуты для пальчиковых игр с детьми раннего возраста

Наиболее подходящими для раннего возраста являются куклы-колпачки, которые надеваются как напёрстки Шнуровка - разновидность игры с предметами, в которой детали крепятся к основе при помощи шнурков Куклы-«ходилки» с отверстиями для пальчиков в раннем возрасте используют в индивидуальной работе Такие рельефные дорожки, выложенные пуговицами, развивают и координацию, и тактильную чувствительность В сенсорной коробке детишки под присмотром педагога могут искать и прятать самые разнообразные предметы

Консультация для родителей

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский

Пальчиковые игры для малышей

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональной впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Малышам приемлемы небольшие по времени занятия, игры, cопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм.

Пальчиковые игры очень полезны малышам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры - это мостик между ним и окружающим миром, ведь героями гимнастики обычно являются люди, животные, явления природы и т. д.

Заниматься пальчиковыми играми нужно с самого рождения. Играть с ребенком можно дома, в поликлинике, в очереди, на отдыхе. Ведь они не требуют особого реквизита. А еще один важный момент пальчиковых игр - дети быстро успокаиваются после стресса.

Деткам нашей группы очень нравятся пальчиковые игры. Мы играем с ними в любую свободную минутку. Они знают много игр и с легкостью заучивают текст, сопровождающий игру. Вот некоторые из них. Попробуем? Тогда готовьтесь!

Капустка

Мы капустку рубим-рубим.(двигаем ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем-трем,(потираем один кулачок о другой)

Мы капустку солим-солим(собираем пальчики).

Мы капустку жмем-жмем.(сжимаем и разжимаем кулачки)

Замок

На стене висит замок (пальчики в замок)

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком постучали(кулачок о кулачок)

Мы замочек повертели (повертели ручками в одну сторону)

Мы замочек покрутили (повертели ручками в другую сторону)

И потом его открыли (разжали пальчики)

Мышка

Раз, два, три, четыре, пять (перебираем пальчики)

Вышла мышка погулять (постукивание пальчиками по бедрам)

Мышка лапками скребет (пальчиками скрести по коленкам)

Сыра корочку найдет.

Съела мышка корку (пальчиками пошевелить около рта)

Убежала в норку. (спрятали ручки за спину)

Моя семья

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком)

Повстречались

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Рр-р!"

Два быка,

Смотри, какие рога."Му-у!"

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).

Пальчиковые игры для детей раннего возраста

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они доставляют ребёнку удовольствие и радость.

Пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук.

Они дарят нашим детям здоровье, так как происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

В пальчиковых играх существует множество приёмов - это и постукивание подушечками пальцев, и растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, - все они несут ребёнку только здоровье.

Главная цель пальчиковых игр -это развитие у детей:

Ø Внимания;

Ø Воздействуют на умственное развитие ребёнка;

Ø Развивают мелкую моторику рук;

Ø Формируют правильное звукопроизношение;

Ø Умение быстро и чётко говорить;

Ø Совершенствуют память;

Такие игры понравятся вашим детям, подарят им радость общения и принесут ощутимую пользу.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал - начинайте с раннего возраста развивать его руки: кисти и пальцы.

Такие игры полезно проводить ежедневно в течение 5 - 10 минут. Это весело, увлекательно и пол



Рассказать друзьям