Что следует понимать под стрессом обж 7. Стресс – виды, причины, симптомы и лечение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Стресс – это реакция организма на сильные эмоции (они могут быть отрицательными и положительными), суету и перенапряжение. В этот период организм человека начинает вырабатывать гормон адреналин – ему же нужно найти выход! Многие уверяют, что стресс – обязательная составляющая жизни каждого человека: без таких эмоций, «встрясок» и волнений жизнь будет слишком скучна и пресна. Но следует понимать, что если стрессовых ситуаций очень много, то организм устает, начинает терять силы и способности решать даже сложные проблемы.

Стресс очень хорошо изучен учеными и врачами, были даже выделены механизмы развития такого состояния – задействуются нервная, гормональная и сосудистая системы. Рассматриваемое состояние негативно влияет на общее здоровье (снижается иммунитет, развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта, со временем начинается ), поэтому необходимо не только знать все о стрессе, противостоять ему, но и понимать, какими методами можно вернуть свое состояние на здоровый уровень.

Причины развития стресса

По сути, причиной развития стрессового состояния может стать абсолютно любая ситуация, которая может оказать сильное воздействие на человека. Например, для многих потеря перчаток считается пустяком, легкой досадой, но есть люди, которые расценивают такую потерю с другой стороны – переживания, расстройство, настоящая трагедия. Очень большое влияние на эмоциональный фон человека оказывают и такие внешние раздражители, как смерть близкого человека, постоянные скандалы на работе. Если говорить о внутренних раздражителях-причинах, то речь идет о пересмотре каких-то жизненных позиций, убеждений, самооценке человека. Стрессам подвергаются и мужчины, и женщины разного возраста, независимо от их социального положения и финансового благополучия. И если в небольшом количестве стрессы даже полезны организму, то постоянное пребывание в таком состоянии приведет к серьезным патологическим изменениям. В некоторых случаях понятие «стресс» применяют к определению какого-то конкретного раздражителя – например, к физическим раздражителям относят длительное воздействие холода или жары. Вообще же различают три основных вида рассматриваемого состояния :

  • химический стресс – реакция на воздействие различных токсических веществ;
  • психический – воздействие на организм положительных/отрицательных эмоций;
  • биологический – провоцируют перегрузки на мышцы, травмы, различные типы заболеваний.

Симптомы стрессового состояния

Что можно рассматривать как стрессовое состояние? Ответ на этот вопрос можно получить, зная основные признаки стресса :

  1. Раздражительность и/или подавленное настроение . Причем, эти явления считаются симптомами стресса только в том случае, если возникают без каких-либо причин на это.
  2. Плохой сон. Даже при максимальной усталости, после тяжелого трудового дня и необходимости раннего подъема человек, находящийся в стрессе, не сможет крепко спать.
  3. Ухудшение самочувствия . Речь идет о постоянных не интенсивного характера, хронической усталости и нежелании вообще что-либо делать.
  4. Нарушение мозговой деятельности . Признаками стресса могут стать и снижение работоспособности, и нарушение концентрации внимания, и . Склероз не разовьется, да и амнезией назвать состояние нельзя, но к невозможности полноценно заниматься учебой и умственным трудом стресс может привести.
  5. Апатия . В стрессовом состоянии человек теряет интерес к окружающим, перестает общаться с друзьями и родственниками, старается уединиться.
  6. Плохое настроение . Это понятие включает в себя повышенную слезливость, жалость к себе, тоска, пессимистичный настрой, плач, переходящий в истерику.

В стрессе человек отмечает нарушения аппетита – он может вовсе пропасть или же, наоборот, разыграться до регулярного . Кроме этого, при прогрессировании стресса появляются нервные тики, характерные однотипные движения – например, человек может постоянно покусывать губы, грызть ногти. Также развивается недоверие к окружающим. Вышеперечисленные симптомы рассматриваемого состояния позволят сразу определить, находится ли человек в стрессе. Можно пройти один из многочисленных стресс-тестов, которые имеются на просторах интернета, но лучше обратиться за помощью к профессионалам. Опытные психологи сразу же дают возможность пройти действительно грамотные тесты, определяют уровень стрессового состояния и подбирают лечение.

Стадии развития стресса

Вышеперечисленные признаки рассматриваемого состояния не могут появиться вдруг и сразу – стресс, как и всякая патология, имеет поступательное развитие.Врачи различают несколько стадий прогрессирования стресса :

  1. Первая – организм мобилизуется, внутреннее напряжение растет, у человека отмечается четкость познавательных процессов, повышенная способность запоминать информацию.
  2. Вторая стадия – стресс переходит в более скрытое состояние, как бы прячется внутри организма. Переход в эту стадию происходит только при затянувшемся стрессе первой стадии развития - человек входит в период дезадаптации. Характерные особенности второй стадии стресса:
  • снижение качества деятельности любого вида;
  • неорганизованность в поведении;
  • полученная недавно информация теряется в памяти;
  • совершаются поступки, о последствиях которых человек не задумывается.
  1. Третья – происходит спад внутренней энергии, характеризуется нервным истощением. Результатом может стать неадекватное поведение, что при длительном течении может привести к серьезным заболеваниям.

Обратите внимание: первая и вторая стадия стресса не обязательно требует помощи врачей – организм человека очень сильный, у него есть мощный потенциал, который и нужно задействовать при стрессовых состояниях. А вот третья стадия требует привлечения к решению проблемы специалистов – психологов, психоневрологов, терапевтов.

Методы лечения стресса

Рекомендуем прочитать:

Если наступили тяжелые дни, чувствуется постоянное напряжение внутри, мучает бессонница и беспричинное раздражение, то не спешите принимать лекарственные препараты. Конечно, в аптеке можно приобрести успокоительные препараты, но сначала нужно попробовать решить проблему силами собственного организма.

Что можно сделать самостоятельно

При первых симптомах стресса, да и вообще в период решения многочисленных проблем, стоит периодически отвлекаться от суеты. Для этого можно почитать книжку, пересмотреть любимые фильмы, посетить друзей и устроить спокойный вечер встречи. Главное – не увлекаться в это время спиртным и шумными заведениями, потому что это не снимет напряжение, а только добавит неприятных ощущений. Врачи рекомендуют при желании снять стресс отправиться… на водные процедуры. Причем, это может быть и обычный душ в квартире (в идеале – контрастный), и плавание в бассейне, и отдых на открытом водоеме. Даже по мнению экстрасенсов и народных целителей вода способна очищать энергетическое поле, восстанавливать уровень энергии в организме. Когда стресс еще не развился в тяжелые состояния, можно избавиться от него с помощью , оказывающие успокоительное действие. И для этого совсем необязательно употреблять какие-то специальные сборы – достаточно заварить мяту, мелиссу или душицу обыкновенную в виде чая и пить в течение дня вместо напитков и кофе. При бессоннице поможет стакан отвара мяты – 1 столовая ложка сухих листьев растения на 200 мл кипятка. Выпивать это «лекарство» нужно за час-полтора до сна, каждый день. Но учтите, что слишком увлекаться заваренной мятой не стоит – достаточно 5-7 приемов для восстановления полноценного сна. Для снятия напряжения можно использовать и ванны с отваром из лекарственных растений. Приготовить отвар просто: возьмите по 50 г розмарина, полыни горькой и липового цвета, залейте 3 литрами воды и проварите на неинтенсивном огне 10 минут. Затем полученное средство выливается в ванну - в результате должна получиться теплая вода. Схема приема успокоительных ванн – два раза в неделю по 20 минут перед сном.

Что может сделать врач

Если чувствуете, что самостоятельно справиться с признаками стресса не удается, напряжение только возрастает, окружающие раздражают, то следует обратиться за профессиональной помощью. Можно сразу отправиться на прием к психологу – специалист не только выслушает, но и подскажет пути решения проблемы, при необходимости направит на консультацию к психиатрам и неврологам. Важно: лекарственные препараты из группы транквилизаторов и ноотропов самостоятельно употреблять категорически нельзя – их должен назначить врач после обследования.

Влияние стресса на организм

Стресс – это не просто плохое настроение и эмоциональное потрясение. Такое патологическое состояние обязательно окажет негативное влияние и на здоровье человека, и на социальную составляющую жизни.

Стресс и здоровье

Никто не утверждает, что периодически вспыхивающие периоды раздражительности и равнодушия обязательно навредят организму – периодически испытывать сильные эмоции (они, кстати, не всегда должны быть положительными!) полезно каждому. Но затянувшийся стресс может привести к следующим последствиям :

  • происходят нарушения в работе сердечно-сосудистой системы – инфаркты, стенокардия, устойчивое ;
  • у человека могут развиться и воспаление поджелудочной и щитовидной желез;
  • у женщин нарушается менструальный цикл, может преждевременно наступить климактерический период;
  • страдает желудочно-кишечный тракт – могут быть диагностированы колиты, и и двенадцатиперстной кишки.

Не стоит думать, после 2-х стрессов обязательно проявятся вышеуказанные заболевания – рассматриваемое состояние врачи называет «бомбой замедленного действия». Ведь нельзя же существует присказка – все болезни от нервов! Регулярные стрессы провоцируют высокую концентрацию глюкокортикоидов – это приводит со временем к мышечной дистрофии, а поглощение кальция большим количеством гормонов, «выбрасываемых» во время стресса, заканчивается развитием остеопороза.
В любом случае, последствия стресса для здоровья действительно серьезные – важность профилактики рассматриваемого состояния даже не стоит обсуждать.

Влияние стресса на полноту жизни

Собственно стресс никак не влияет на окружающих – им нельзя заразиться. Но плохое настроение, плаксивость, регулярные истерики, раздражение и приступы немотивированной апатии могут расстроить не только общение с друзьями и родственниками. По причине частых стрессов распадаются семьи – кому захочется терпеть рядом с собой неуравновешенную личность? После перенесенного стресса рекомендуется проделать следующее :

  1. «Выпустите пар» . Выберите уединенное место, уедьте из города на природу или просто пойдите на пустырь – вам понадобится громко кричать. Именно крик поможет «выплеснуть» из себя накопившиеся отрицательные эмоции. Кричать можно любое слово или звук, обычно достаточно двух-трех мощных криков, чтобы почувствовать сильное облегчение.
  2. Дыхательная гимнастика . Давно установлена прямая связь между дыханием и эмоциональным состоянием человека – например, при сильном испуге дыхание «перехватывает». При наступившем раздражении можно быстро успокоиться путем глубокого вдоха через нос, задержки на 2-3 секунды, глубокого выдоха через рот.

Подробную информацию о методах борьбы со стрессом при помощи дыхательной гимнастики вы найдете в видео-обзоре:

  1. Физическая активность . Чтобы свести к минимуму последствия стрессового состояния, нужно заняться любой физической активностью – пробежка на свежем воздухе, занятия на силовом тренажере, уборка в доме, прополка огорода.
  2. Поддержка близких . Это очень важный момент в лечении стресса – переживая свое состояние наедине, человек будет только нагнетать тревогу, появятся совсем уж мрачные мысли. Чаще всего нужно всего лишь выговориться кому-то, поделиться наболевшим, поплакать – от стресса не останется и следа, да и психоэмоциональное состояние восстановится быстро.

Стресс и его влияние на человека

______________________________________________________________

Цель: рассмотреть понятие стресса, последствия его влияния на человека, основные принципы борьбы со стрессом.

Ход уроков


Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.


Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Что следует понимать под понятием «психологическая уравновешенность»? Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность? Какие качества необходимо воспитать у себя, чтобы завести друзей?
Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


Работа над новым материалом.

Учитель. Жизнь человека многообразна и насыщена различными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное оно или отрицательное, называются стрессовыми факторами. Стрессовый фактор, или стрессор, - это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения – стресс.

Таким образом, стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров – это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса.

Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличения уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром – это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

Различают три стадии стресса: мобилизации, сопротивления и истощения.

Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Сильный стресс может привести к язве желудка или двенадцатипёрстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса, и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

В 13-летнем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом – научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

На практике борьба со стрессом заключается, прежде всего, в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, - это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

Стресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

Что следует понимать под стрессом? Сформулируйте определение общего адаптационного синдрома и назовите его стадии. Опишите влияние стресса на состояние здоровья человека. Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.
Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий, это реакция организма на воздействие различных стрессоров. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Для успешной борьбы со стрессом необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества.


Окончание урока.

Домашнее задание. Ситуационная задача. Внимательно прочитав материал данного параграфа, составьте свой план подготовки к противодействию сильному стрессу и воспитанию у себя необходимых для этого черт характера.

Запишите этот план в дневник безопасности, старайтесь следовать его пунктам в повседневной жизни, по мере необходимости вносите коррективы.


Выставление и комментирование оценок.

Жизнь человека многообразна и насыщена всевозможными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное они или отрицательное, называются стрессовыми факторами. Стрессовый фактор , или стрессор , - это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения - стресс.

Таким образом, стресс - это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс - это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров - это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907 - 1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

Стресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить

Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса. Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличение уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром - это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

Различают три стадии стресса: мобилизацию, сопротивление и истощение.

Стадия мобилизации . В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления . Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Стадия истощения . Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

В вашем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом - научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

На практике борьба со стрессом заключается прежде всего в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, - это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Запомните

    Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Проверьте себя

  1. Что следует понимать под стрессом?
  2. Сформулируйте определение общего адаптационного синдрома и перечислите его стадии.
  3. Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.

После уроков

  1. Внимательно прочитав материал данного параграфа, составьте свой план подготовки к противодействию сильному стрессу и воспитанию у себя необходимых для этого черт характера. Запишите этот план в дневник безопасности, старайтесь следовать его пунктам в повседневной жизни, по мере необходимости вносите коррективы.
  2. Подготовьте небольшое сообщение на тему «Влияние стресса на состояние здоровья человека».

Практикум

Вспомните, испытывали ли вы состояние стресса. Проанализируйте, как вы себя вели.

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.

Каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определенными качествами: управлять своим поведением и эмоциями в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, формировать свою систему здорового образа жизни.

Начать воспитывать психологическую уравновешенность важно в возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. При этом нередко появляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Существуют общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость, воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием. Немаловажное значение имеет также умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, видеть, как к вашему поведению относятся окружающие.

Психологическая уравновешенность - способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности - умение преодолевать стресс .

Жизнь человека многообразна и насыщена различными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное оно или отрицательное, называются стрессовыми факторами.

Стрессовый фактор, или стрессор, - это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения – стресс.

Таким образом, стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров – это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса.

Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличения уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром – это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

Различают три стадии стресса: мобилизации, сопротивления и истощения.

Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Сильный стресс может привести к язве желудка или двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса, и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма, и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

В 13-летнем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом – научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

На практике борьба со стрессом заключается, прежде всего, в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, нате события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, - это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

С тресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Вопросы и задания:

    Что следует понимать под стрессом?

    Опишите влияние стресса на состояние здоровья человека.

    Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.

    Что следует понимать под психологической уравновешенностью?

    Почему в школьном возрасте важно научиться формировать у себя психологическую уравновешенность?

    Какие качества человека характеризуют уровень его психологической уравновешенности?

Изучение материала. Стр. 112-117 учебника прочитать. Р.Т. стр. 40 з. 1,2, стр. 41-42 з. 3,4.



Рассказать друзьям