Женское учебное заведение. Когда женщины стали учиться в российских университетах наравне с мужчинами? «История женского образования в России»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первое упоминание о женском образовании на Руси относится к далекому 1086 году — именно тогда сестра великого князя Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре школу для девочек. Княжна лично обучала юные дарования пению, чтению, чистописанию, швейному делу и «иным полезным им знаниям».

Другой известной фигурой, сыгравшей важную роль в просвещении девочек, является Евфросиния Полоцкая, дочь витебского князя Святослава Всеславича. Когда княжне было 12 лет, отец захотел выдать ее замуж, но своенравная дочь тайно приняла постриг в монастыре и навсегда отказалась от светской жизни.

Евфросиния, получившая хорошее домашнее образование, выступала за то, чтобы все монахини умели читать и писать. Поэтому в основанном ею женском монастыре работали библиотеки, классы и даже скрипторий — мастерская по переписке рукописей.

Кстати, обучаться в монастыре могли не только монахини, но и мирянки.

В конце XIX века вышла в свет книга председательницы общества для содействия высшим женским курсам Елены Лихачевой: в ней автор указала, что на Руси женщины учились и учили в теремах и монастырях, а «образование мужского и женского пола шло у нас более или менее рука об руку». Кроме того, в богатых семьях «устав каждодневной жизни требовал от женщин чтения как душеспасительного подвига».

Традиции женского образования были прерваны монгольским нашествием и установлением ига на Руси. Потребовалось несколько веков, чтобы девушки снова стали обучаться чтению и письму.

Танцы и акушерские школы

В 1717 году Петр I посетил женское учебное заведение во французской деревне Сен-Сир. Вернувшись домой, великий реформатор принял решение создать училище для девочек (в те времена женское образование не входило в общую образовательную систему, а существовало лишь благодаря частной инициативе). Вскоре Петр I издал указ, согласно которому монахини должны были «воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам».

Однако указ российского лидера мало изменил ситуацию: образованными оставались в основном лишь девушки из богатых семей, к которым учителя приходили на дом.

С приходом к власти Елизаветы Петровны в стране появились первые акушерские школы для представительниц прекрасного пола, а вскоре — частные пансионы (в некоторых пансионах девочки и мальчики обучались вместе). «Модными» женскими уроками стали танцы, рисование, музыка, чтение.

Появление амазонок

Первым в России государственным женским учебным заведением стал Смольный институт, основанный по указу Екатерины II. Впоследствии французский просветитель Вольтер назовет Смольный институт «батальоном амазонок».

После смерти Екатерины II женское образование и воспитание перешли в руки императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. «Мария Федоровна ежедневно приезжала в институты, внимательнейше просматривала «личные дела» каждой воспитанницы, их тетради, сочинения, материалы, по которым преподавали учителя, — пишут Эдуард Днепров и Раиса Усачева в пособии «Женское образование в России». — Мимо нее не проходили назначения и увольнения не только начальниц, классных дам и учителей, но даже писарей, сторожей, прачек и трубочистов».

Упражнения в науках и супружеская любовь

При Марии Федоровне главной настольной книгой в женских учебных заведениях становится сочинение немецкого педагога Кампе «Отеческие советы моей дочери». Согласно произведению, девушки должны быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства». «Не было примера, чтобы ученость женщины послужила ей на пользу, — писал педагог. — Мужу такой жены не нужно». Кстати, немцу вторил журнал «Вестник Европы»: «Упражнения в науках и словесности есть ли необходимая принадлежность женщин? Не охладит ли любовь к словесности в женщине любви супружеской?

Захочет ли ученая женщина заниматься мелочами хозяйства? Имея мужа, не столь просвещенного, не нарушит ли иногда закон, предписывающей ей подчинение и покорность?»

Таким образом, при Марии Федоровне внимание в женских учебных заведениях уделялось в основном воспитанию, а не самому образованию. Кроме того, императрица была резко против того, чтобы «высшие» сословия сидели за партами вместе со «средними». Девушки из бедных семей и вовсе не допускались к обучению.

И богатым, и бедным

В 1855 году на престол вступил Александр II, который в истории остался с прозванием Освободитель. Вскоре после присяги новоиспеченному императору был представлен доклад министра народного просвещения Авраама Норова. «В системе народного образования по сие время преимущественное внимание правительства обращено было на образование мужского пола, — сообщал Норов. — Институты для девиц, обязанные существованием своим попечениям особ августейшего дома, предназначены для ограниченного числа дочерей дворян и чиновников… Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах и даже больших селениях было бы величайшим благодеянием для отечества и, так сказать, довершило бы великую и стройную систему народного образования, обнимая собою всеобщие и специальные нужды всех состояний и обоих полов».

Александр II провел ряд реформ, направленных на создание всесословных женских школ. Кстати, желание императора обучить грамоте представительниц и высшего, и низшего классов встретило широкое непонимание в кругу бедняков.

Несостоятельные отцы отказывались отдавать своих дочерей учиться, заявляя, что «никакой пользы от женских школ они не предвидят». Однако спустя несколько лет всесословные женские открытые школы стали распространенным явлением.

В 1860-х годах у женщин в России возникла потребность в получении высшего образования. Спустя некоторое время в столице начали формироваться кружки, выступающие за то, чтобы представительницы прекрасного пола могли обучаться в университетах и получать степени наравне с мужчинами. За равноправие полов в сфере образования активно выступал русский педагог Константин Ушинский.

Именно Ушинский, кстати, добился того, чтобы в женских школах не игнорировались естественно-научные дисциплины, больше внимания обращалось на изучение родного языка, а самих учениц не рассматривали исключительно как будущих хозяек и добрых матерей семейства. Кроме того, педагог искренне не понимал, почему в России мало женщин-преподавательниц.

«Личные мои наблюдения над преподаванием женщин в школах убедили меня вполне, что женщина способна к этому делу точно так же, как и мужчина, и что если женское преподавание в иных местах (как, например, во Франции) слабее мужского, то это зависит единственно от малого приготовления женщин к учительскому делу и от того стесненного положения, в которое ставят учительницу закон и общественное мнение», — писал Константин Ушинский.

Паровозостроение и студентки

Первое высшее учебное техническое заведение для девушек в Российской империи начало свою работу 28 января 1906 года. На Женских политехнических курсах было четыре отделения: архитектурное, инженерно-строительное, электромеханическое и химическое. Директор курсов Николай Щукин (которого с любовью называли «отцом русского паровозостроения») тщательно выбирал преподавателей для студенток, следил, чтобы девушкам не оказывали послаблений в силу их пола.

После окончания курсов выпускницы выходили из стен альма-матер без какого-либо звания — лишь с правом преподавания в школе.

Только в 1911 году, когда вышел закон «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими ученых степеней и звания учительниц», курсы получили статус вуза. Выпускницы стали допускаться к экзаменам «в комиссиях для лиц мужского пола».

С приходом к власти большевиков Женские курсы оказались расформированными и получили статус государственного учебного заведения с совместным обучением.

«Новая женщина» и портняжное дело

Сразу после Октябрьской революции женщины получили целый спектр прав: право самостоятельно выбирать место обучения, место жительства и профессию (а с 1920 года девушки получили право легально делать аборт). Благодаря революционерке в обществе заговорили об образе «новой женщины» — грамотной, начитанной, свободолюбивой, отрицающей патриархальные ценности. Сама Коллонтай активно выступала за то, чтобы девушки, имеющие детей, могли спокойно посещать вечерние школы, кружки, занятия по рукоделию и портняжному делу.

Большевики уделяли большое внимание ликвидации безграмотности среди колхозниц и работниц совхозов; Владимир Ленин не раз высказывал мечту о том, чтобы каждая советская девушка могла спокойно читать издаваемые в те времена книги и журналы.

В СССР благодаря политике всеобщего обязательного обучения, открытию большого количества школ и вузов женское образование перестало уступать по уровню мужскому.

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Смольный институт был учрежден как закрытое учебное заведение для дочерей дворянской знати. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей.

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов нужно было научиться и всему, что должны уметь добродетельные матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению.

Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый. Позже, когда срок обучения сократили до 9 лет, стало три возраста.

В младшем возрасте девочек учили Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м возрасте прибавлялись история и география, в 3-м - словесные науки, скульптура, архитектура, геральдика, физика, токарное дело.

Воспитанницы последнего возраста по очереди назначались в младший класс для практического ознакомления с приемами воспитания и обучения. Уроки шли с 7 до 11 и с 12 до 14 часов, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. За день до экзамена воспитанница получала билет и должна была хорошо подготовится.

Обычной платой за содержание воспитанниц было 300 рублей в год, но за отдельных воспитанниц платили значительно больше, и эти средства шли на воспитание бедных. Более половины девочек обучались на счет благотворителей. Пансионерки императрицы носили зеленые платья, а пансионерки частных лиц - ленточку на шее, цвета, выбранного благотворителем. На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Преподавание было поручено двадцати четырем учительницам-иностранкам, преимущественно француженкам, т.к. русских учителей недоставало даже для мужских училищ. Естественно, что и учение шло на иностранных языках. Только Закон Божий преподавал священник, а русской грамоте учили монахини.

Наказания не допускались, и единственным средством исправления провинившихся служило "пристыжение" перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков»

Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами". Во втором - темно-синего, в третьем - голубого и в старшем возрасте - белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и, вдобавок, более практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность, аккуратность.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, установившая плохое знание воспитанницами русского языка, и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время, комиссия установила общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими

В 1848 году «мещанская половина» Смольного института, была преобразована в Александровское училище, и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

Следует отметить, что императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института. Она дозволяла воспитанницам писать ей письма, при посещениях знакомилась с постановкой учебного и воспитательного процесса, рассматривала рукоделия, обходила помещения, бывала на концертах и спектаклях, приезжала на богослужения в институтскую церковь.

По окончанию, 12 лучших учениц по высочайшему указу были награждены золотыми медалями, получили императорские «шифры» (золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками), пожизненную пенсию и были определены ко двору став фрейленами.

1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ

Мысль о создании в России первого женского учебно-воспитательного заведения, «питомцы которого, вступая в общество, вносили бы в него зачатки гражданских и семейных добродетелей» Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии: Краткий очерк. СПб. 1906. С.19, принадлежала Петру I. Основав орден св. Екатерины, он хотел устроить под его покровительством одноименное женское училище. С этой целью, будучи во Франции, Петр осматривал в 1717 г. знаменитое женское учебное заведение в Сен-Сире. Но намерение Петра создать женское училище осталось неосуществленным.

Однако Петр все же не оставил мысли о женском образовании. 24 января 1724 г. он издал Указ, в котором предписал «монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам». Этот Указ также отразил лишь намерение, оказав весьма незначительное влияние на развитие женского образования.

Как отмечал известный историк отечественного образования и педагогической мысли П.Ф. Каптерев, «в петровские времена мало понимали все трудности насаждения просвещения». Государству казалось, что стоит только проявить добрую волю, издать Указ - и «просвещение быстро распространится по всей России». Сподвижник Петра I Ф.С. Салтыков полагал, например, что для развития отечественного просвещения надо лишь «велеть во всех губерниях учинить» по одной или две академии по образцу Оксфорда или Кембриджа, «и в те академии собрать мастеров из иных государств, набрать учеников дворянских, купеческих и всяких иных разных чинов», «учинить штраф» за уклонение от обучения. И через семнадцать лет «мы по сему образцу сравняемся со всеми лучшими европейскими государствами».

Петр сочувствовал плану Салтыкова, который таким же скорым, принудительным путем намеревался просветить и женщин - «чтобы женский народ уравнялся с европейскими государствами равно» Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1916. С 124-125..

В целом, несмотря на благие намерения, государство в первой половине XVIII века практически ничего не предприняло для развития женского образования в России. И, тем не менее, женское образование постепенно зарождалось и делало первые шаги. Двумя основными направлениями его развития были домашнее образование и создание частных женских школ и пансионов. Единичные школы для девочек существовали при церквах: в Москве - при лютеранской церкви (с 1694 г.), в Санкт-Петербурге - при церкви св. Петра (с 1703 г.).

Женское домашнее образование оставалось преобладающим на протяжении почти всего XVIII века. Уровень его был весьма различен, что обусловливалось и разным характером образовательных запросов и высокой стоимостью обучения.

Воспоминания одной из наиболее просвещенных русских женщин того времени княгини Е.Р. Дашковой дают представление о том, что в XVIII веке называлось «превосходным воспитанием»: обучение четырем языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и т.д. «При таком модном внешнем образовании, - пишет Дашкова, - кто бы мог усомниться в совершенстве нашего воспитания? Но что было сделано для того, чтобы облагородить сердце и развить наш ум? Решительно ничего».

Столь же различным - по уровню и характеру - было образование женщин и в разных частных пансионах, которые в середине XVIII века, со времен Елизаветы, получили довольно широкое распространение, особенно в Москве и Петербурге. Основная часть этих пансионов содержалась иностранцами. В некоторых из них девочки и мальчики учились вместе, и при том, по словам Г.Р. Державина, это были дети «лучших благородных людей». Позднее стали преобладать пансионы с раздельным обучением.

Высшее образование в России: история становления и современное состояние

В России, в границах ее современной территории, первыми, наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715)...

История женского образования в России

История становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг.

После Великой Октябрьской социалистической революции ряд новых важных направлений возник в московской математической школе. В дореволюционной России основными центрами математических исследований являлись университеты (Петербургский...

1.1 Роль факультативных курсов в системе высшего профессионального образования Приоритет общечеловеческих ценностей предопределил такое изменение сущности учебного процесса в современной высшей школе...

Особенности системы образования на Северном Кавказе

Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольская гимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открыто реальное отделение для горцев...

На вершине полномасштабной реформы системы российского образования, безусловно, находится новый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., т.е. уже с нового учебного года...

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Оценка эффективности деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

Существующие подходы к оценке эффективности образовательных программ могут быть сгруппированы различным образом: показатели эффективности и показатели результативности. Обе группы показателей содержат как частные, так и общие показатели...

Педагогическая деятельность выдающихся зарубежных и отечественных художников: Василий Кандинский

В этой главе хотелось бы несколько подробнее рассказать о тех художественных заведениях, куда вложил большую часть себя Василий Васильевич Кандинский. В данном случае можно рассматривать этот вклад как непосредственный вклад в образование...

Педагогические условия, способствующие формированию профессионального интереса у учащихся средних профессиональных медицинских учебных заведений

Проблема интереса в обучении не нова. Педагогическая действительность свидетельствует о том, что это - не дань моде, не увлечение времени, а жизненно важная, имеющая объективную сущностную основу проблема...

Развитие женского образования в России

2.1 Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) Смольный монастырь - любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II...

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет - высшее учебное заведение...

Система и структура высшего профессионального образования

Высшее учебное заведение - (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование. Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах...

Система образования Германии

Основу системы обучения в Германии составляют 78 университетов (Universitaet) и приравненных к ним вузов: классические университеты, технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия)...

Социокультурные функции образования

Социокультурная среда высшего учебного заведения - понятие сложное, которое невозможно уяснить, не проанализировав такие понятия, как «социальная среда», «социокультурная среда», «образовательная среда»...

Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов. Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.

Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены – женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.

Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом – в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию – но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.

В 1886 году в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В.И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) – историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет – медицинский, таким образом структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы по сути стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся – восемь с лишним тысяч человек – Курсы уступали только Московскому Университету.

Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре – профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас – переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией – одной из немногих в Москве.

После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет – педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом 1) и учебный корпус на Малой Пироговской – 29.

Официально, то есть по инициативе власти, получать образование девочки в России начали при : в 1724 году он издал указ, предписывавший монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. А девочек - еще и шитью и прочему рукоделию в обязательном порядке.

Через 30 лет по указу императрицы были открыты специальные школы для девочек - правда, с очень узкой специализацией: акушерские. В это же время в столице появились частные пансионы, где молодых барышень воспитывали в рамках существовавших тогда правил светского этикета.

Огромным прорывом в женском образовании в России стало появление . «Воспитательное общество благородных девиц» открылось по указу 5 мая 1764 года, и туда поступило 200 воспитанниц. Как и любая образовательная организация, Смольный начал постепенно расширяться. Уже 13 января 1765 года при нем открыли училище для 240 юных девушек «мещанского звания». Позже появились и народные училища, куда формально принимали учащихся «обоего пола», но обучение девочек в публичных школах все еще считалось непристойным.

После смерти Екатерины II женским образованием, а точнее, его зачатками, начало заниматься Ведомство учреждений . Все курсы, школы и училища для девушек, которые находились под контролем ведомства, во-первых, давали только среднее образование, во-вторых, больше внимания уделяли нравственному воспитанию - серьезным наукам девушек не обучали. При в губернских городах стали появляться школы, образовательная программа которых была приближена к гимназической. После 1858 года по проекту Ивана Вышнеградского начали открываться более продвинутые женские училища - но это все еще не было высшим образованием.

А вот в 1860 году Российская империя вплотную подобралась к реформам: женщины стали впервые приходить на университетские лекции. Министерство народного просвещения в 1863 году отправило в университеты запрос, можно ли допускать женщин к посещению лекций и к экзаменам (соответственно, могли ли они получать ученые степени наравне с мужчинами). Ответом был категорический отказ - 23 голоса против 2. Этими одинокими сторонниками женского образования были Харьковский и Киевский университеты. Они предлагали допустить женщин к обучению официально, в качестве студентов, со всеми правами и обязанностями, а также присваивать им ученую степень. Петербургский и Казанский университеты предложили компромисс - допустить к обучению женщин как вольнослушателей. При этом в Петербургском университете считали, что диплом должен давать женщинам только право на медицинскую практику и работу в высших учебных заведениях, тоже женских. Но авантюра не удалась. В 1864 году прекратились даже попытки говорить о женском высшем образовании и на законодательном уровне, и в печати.

В 1867 году российская писательница и публицист Евгения Конради на съезде естествоиспытателей и врачей снова подняла тему необходимости научного образования для женщин. Но полномочий у съезда не было, и идея женского образования так и зависла на стадии обсуждения.

В 1868 году около 400 женщин, в том числе из высшего общества, потребовали устроить лекции и курсы для женщин - написав заявление на имя ректора Санкт-Петербургского университета Карла Кесслера.

В 1872 году профессор Владимир Герье организовал высшие женские курсы в - сначала двух-, потом трехлетние. Существовали курсы за счет вложений самих студенток. Конкуренцию курсам Герье составляли Лубянские, но компромисс был найден: со временем первые стали историко-филологическими, вторые сделали упор на математику и естественные науки. В том же году произошел образовательный прорыв в Петербурге: в Медико-хирургической академии учредили «Особый медицинский курс для образования ученых акушерок». Наконец, в 1875 году правительство наконец пообещало предоставить женщинам высшее образование. Андрей Бекетов, основатель Владимирских курсов и по совместительству дедушка , добился не просто разрешения открыть высшие женские курсы, но и признания их министерством народного просвещения. Главой курсов стал профессор Бестужев-Рюмин, отсюда и их название - Бестужевские.

Среди высших женских курсов, которые начали открываться вслед за Бестужевскими, можно назвать Казанские, Киевские, Сибирские. С 1907 года женщин стали принимать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами. В 1920-е годы отделы при ЦК по работе среди женщин полностью реализовали право женщин на образование. Женщин наконец стали принимать в университеты и другие высшие учебные заведения (кроме военных училищ) вместе с мужчинами, а также прекратила существование система раздельного обучения в школах.



Рассказать друзьям