Опытно экспериментальный проект в подготовительной группе. Проект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Познавательно-исследовательский проект "Волшебница-соль" с детьми подготовительной группы.

Цель: формирование представления о соли как необходимом для человека продукте, путем наблюдений и
экспериментирования.
Задачи: Выяснить,можно ли обойтись без соли? Для чего она нужна? Исследовать свойства соли опытным путем. Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
Защита проекта:
После чтения детям сказки "Золото и соль" у ребят возник вопрос: "Откуда берется соль?" Дети стали рассуждать, что соль мы употребляем в пищу каждый день, и она бывает разная: крупная, мелкая, морская, цветная, каменная, поваренная. Кто- то из ребят сказал, что соль добывают на суше и воде. Детей это очень заинтересовало и мы решили исследовать соль, узнать о ней все.
Немного из истории:
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени.
Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.
Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).
Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.
А еще с солью связано много поговорок. Мы выучили некоторые из них: Недосол на столе, пересол на спине. Без хлеба не сыто, а без соли не сладко.
В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши».
Поговорив с мамой, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью. Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью. Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли. Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет - лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде - скорее всего свежее. Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.
Мы разработали и обсудили подробный план изучения соли. Поставили перед собой цели и задачи: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить соленую и пресную воду.
Все свои наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений. Вот сколько интересного мы узнали о соли. А ведь она и правда волшебная. Недаром люди говорят: соли нету, так и слова нету!
Дневник наблюдений и опытов в проекте «Соль - волшебница».
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая.



1. Соль растворяется в воде.
Мы взяли ёмкость с водой, погрузили туда ложку с солью – соль с нее исчезла.
Вывод: соль растворяется в воде.



2.Соль в воде разной температуры.
Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой».
Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.



3.Водоплавающее яйцо.
А давайте проведём эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность! Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды!
Вывод: Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.



4. Получение кристаллов.
Мы взяли небольшое блюдце, налили туда воды, добавили соль, размешали и оставили на ночь на батарее. Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли. Мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы.




5.Соль - чистящее средство
Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.



Работать по данной теме нам было очень интересно. Мы спрашивали у родителей, а что они знают о полезных для жизни людей свойствах соли. Оказывается, родителям известно немало и они с удовольствием делились с нами своими знаниями. А мы рассказывали о том, что узнали сами, когда проводили наблюдения и опыты, читали энциклопедию. А так же убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.
Закончив проект, мы узнали:
Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде.
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
Соль - помощница в хозяйстве.
Соль - пища и приправа, консервант.
Соль необходима для жизни и здоровья человека.
При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

Воспитатель: Долгова О. В.

Воспитатель подготовительной группы «Непоседы» Долгова О. В.

Вид проекта: познавательно- исследовательский проект.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 5 недель.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель.

Актуальность проекта.

Наш Донской край — удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих общего развития ребенка, успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое — основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет опытно-экспериментальная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Эксперимент — важнейший метод исследования. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Исследование — естественный процесс для ребёнка, он изучает всё, что происходит вокруг.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Цель проекта.

Развить творческую, познавательно — исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи проекта:

Образовательные:

Создать условия для формирования у ребенка целостной картины мира, окружающих его предметов и явлений.

Формировать умение приобретать новую информацию через экспериментирование.

Формировать умения детей делать выводы, на основе практического опыта и применять их в самостоятельной деятельности.

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребёнка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивать интерес к исследовательскому поиску.

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

Совершенствовать коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству со сверстниками и педагогом.

Предметные области, разделы программы, в рамках которых проводится проект:

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Формы работы и методы работы.

Экспериментальная деятельность.

Наблюдения на прогулках.

Чтение художественной литературы.

Работа с родителями.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.

Этапы реализации проекта:

I этап — подготовительный.

II этап — основной (практический).

III этап- заключительный.

План-график реализации проекта.

1 этап. Подготовительный 1-я неделя

Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Выстраивание системы работы по организации исследовательской деятельности детей.

Создание предметно — развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.

2 этап.

Основной 2-я неделя

Тема: «Лук —зелёный друг»

Познавательная деятельность:

Беседа с детьми: «Полезная пища»

Беседа: «Витамины для детей»

Беседа: «Лук всем полезный друг».

Разгадывание загадок о луке.

«Где быстрее вырастут перья лука во влажной или сухой земле?»

«Золотистый и фиолетовый лук»

«Вырастит ли лук в темноте?»

«Выращивание лука в обычных условиях»

Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке.

Игровая деятельность:

Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук», «Собираем урожай»

Сюжетно ролевая игра «Овощной магазин», «Столовая»

Продуктивная деятельность:

Рисование «Вырос зелёный лук».

Аппликация «Лучок-золотой бочок».

Лепка «Наша грядка»

Работа с родителями:

Консультация родителям: «Лук — лекарственное растение»

Тема: «Воздух» 3-я неделя

Познавательная деятельность:

Беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»

Беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»

Рассматривание иллюстраций с изображением ветра.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Как поймать воздух».

«Имеет ли воздух вес».

«Сухой из воды».

«Почему гаснет свеча».

«Движение воздуха».

Свойства воздуха. Прозрачность.

Чтение художественной литературы:

Чтение сказки «Морозко» и беседа по ней.

Чтение стихов: Д. Пономаревой «Воздушный змей», «Воздух», В. Скорнякова «Воздушный шар»

Чтение сказки " Продавец воздуха«.

Игровая деятельность:

Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями.

Пускание парусных корабликов по воде.

Подвижная игра «Самолеты».

Продуктивная деятельность:

Рисование на тему: «Какой бывает ветер»

Рисование на тему: «Выдувание кляксы»

Конструирование из бумаги корабликов.

Музыкальная деятельность:

Слушание мелодий, передающих шум ветра.

Наблюдения на прогулке:

Наблюдение за кружение листьев в воздухе.

Наблюдение за полетом птиц.

Наблюдение за движением облаков.

Наблюдение за ветром.

Работа с родителями:

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Тема: «Вода» 4-я неделя

Познавательная деятельность:

Беседа «Полезные свойства воды. Люди добывающие воду»

Беседа «Вода вокруг нас»

Беседа «Вода нужна всем»

НОД «Роль воды в жизни людей, животных и растений».

Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов Земли.

Опытно-экспериментальная деятельность:

Имеет ли вода форму?«.

«Какого цвета вода?»

«Вода- растворитель».

«Тонет — не тонет».

«В какой воде легче плавать?».

«Послушная водичка».

Чтение художественной литературы:

Чтение экологической сказки «Живая вода»

Чтение стихов: А. Хината «Вода», Д. Сучкова «Ручеек», «Река», И, Бараева «Волна»

Чтение сказки «Четыре стихии».

Игровая деятельность:

Дидактические игры «Волшебница-вода». «Кому нужна вода» (карточки профессий).

Продуктивная деятельность :

Окраска воды с помощью красок.

Рисование на тему: «Дождливый день»

Аппликация: " Кораблик«

Музыкальная деятельность :

слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя, классических музыкальных произведений о воде.

Наблюдения на прогулке:

Наблюдение за дождем.

Наблюдение за росой.

Трудовая деятельность:

Опрыскивание растений в уголке природы.

3 этап.

Заключительный. 5-я неделя.

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация проекта «Мы — исследователи».

Полученные результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково исследовательской деятельности. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений. Повышение интереса родителей к данной проблеме.

Литература:

Веракса Н. Е. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

Дыбина О. В., РохмановаН. П. «Занимательные опыты и эксперименты».

Менщикова Л. И. «Экспериментальная деятельность детей 6 −7 лет — Волгоград: Учитель, 2009г.

Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации — М: АРКТИ.

Приложение:

Эксперимент № 1

«Где быстрее вырастут перья лука во влажной или сухой земле?»

Сажаем лук в разные стаканчики с влажной и сухой землёй, не забываем зарисовать.

Вывод: Лук не растёт в сухой земле. Его обязательно нужно поливать.

Эксперимент № 2 "Золотистый и фиолетовый лук"

Какой же из них даёт первые ростки?

Прошла неделя и у золотистых и фиолетовых луковиц появились ростки зелёных перьев.

Вывод: независимо от цвета лука и размера появляются ростки и у золотистых и фиолетовых луковиц, и на вкус луковые перья одинаковые.

Эксперимент № 3 "Вырастит ли лук в темноте?«

Посадили лук в землю в тёмное место, поливали. Прошла неделя, но ростков не было. Ровно через неделю появились слабые, жёлтого цвета ростки.

Вывод: отсутствие одного компонента (свет) влияет на рост лука, он растёт намного медленнее.

Эксперимент № 4 «Выращивание лука в воде»

Для роста растения есть свет, тепло, вода. Луковицы выпустили огромное количество корней, но зелёные ростки появились через две недели.

Вывод: Лук в воде прорастёт намного медленнее, чем в земле.

Эксперимент № 5 "Выращивание лука в обычных условиях«

Посадим лук в тепло, в прогретую землю, в светлое место, регулярно поливали.

Вывод: Выросли красивые, длинные сочные, зелёные перья. Растению для хорошего роста необходимы: свет, тепло, вода. Лук быстрее прорастает в земле.

1.Опыт «Как поймать воздух»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воз дух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.

2. Опыт «Сухой из воды»

Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

3. Опыт «Почему гаснет свечка»

Ход эксперимента: накройте горящую свечу перевернутым стеклянным стаканом. Сначала свеча будет гореть, но потом, несколько раз вспыхнув, погаснет. Расскажите ребенку, что без кислорода (газа) горение невозможно. Раз свеча погасла, под стаканом не осталось больше кислорода. Он весь израсходовался на горение.

4. Опыт «Движение воздуха»

Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется — ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется — сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате. Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

5. Опыт «Свойства воздуха. Прозрачность».

Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

6. Опыт «Сколько весит воздух?»

Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.

1. Опыт «Какой формы вода?»

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку . Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода — жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

2. Опыт «Какого цвета вода?»

Возьмем два стакана — один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) . А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко — не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

3. Опыт " Вода — растворитель«

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому — соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) . А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

4. Опыт «Тонет — не тонет»

Предложите ребенку проверить, какие из окружающих вас предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности. Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, любимые детальки от «Лего» и прочая бытовая мелочь. По одному опускайте эти предметы в таз с водой и наблюдайте за происходящим.

Понаблюдайте за теми предметами, которые остались плавать на поверхности воды. Они плавают одинаково? Какая их часть находится под водой, а какая над водой: большая или меньшая? Не забудьте записать свои наблюдения и заодно ненавязчиво расскажите о том, что все-все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек — молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу — дружат и крепко держатся за ручки, — обладают большей плотностью.

5. Опыт «В какой воде легче плавать»
В соленой воде плавать легче, чем в пресной, потому что соль делает воду более тяжелой: если вы возьмете два баллона одинаковой емкости, в одном из которых будет соленая, а в другом пресная вода, то баллон с соленой водой будет весить немного больше. А чем больше плотность (вес) воды, тем легче в ней плавать.
Предмет может плавать в жидкости, если его вес равен весу воды, которую он вытесняет или выталкивает (вода вытесняется для того, чтобы дать место предмету). Можно на это посмотреть с другой стороны: когда вы садитесь в ванну, то видите, что уровень воды в ней повышается. Если вы собьете ту воду, которую вытеснило ваше тело, вес этой воды будет равен весу вашего тела. Если вода имеет повышенную плотность, как соленая вода, то ваше тело вытеснит меньшее ее количество (т. е. для того, чтобы уравняться с весом вашего тела, потребуется меньше воды), и вы, всплывая, окажетесь выше, чем если бы всплыли в пресной воде.

6. Опыт «Послушная водичка»

Цель: продолжать знакомить с объемом тел (предметов), развивать наблюдательность, любознательность.

Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из оргстекла, поролоновая губка, лист бумаги, карандаши.

Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме). А теперь опустите в банку с водой поролоновую губку — вынимайте. Что происходит? (вода впиталась в губку — и банка оказалась почти пустой)

Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)

Давайте подведём итоги исследования (объем воды может увеличиваться в результате погружения в нее другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.

Светлана Зобкова
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Детское экспериментирование - путь к познанию мира»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Аленушка" р. п. Кузоватово

Воспитатель : Зобкова С. И.

Проект "Детское экспериментирование - путь к познанию мира "

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ :

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий . В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :

1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2. активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развитие личности, психическое развитие.

Актуальность проекта .

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира .

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка , имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность , как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей , их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование .

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование » . В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым : «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том , что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование , как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира .

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира .

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Цели и задачи проекта .

Цель проекта : Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности .

Задачи проекта :

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира );

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к ;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта : групповой ; краткосрочный ; поисково-исследовательский.

Участники проекта : воспитатель группы , дети 6 -7 лет.

Состав проектной группы : воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет .

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный .

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности .

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности . Перспективный план.

3 этап – заключительный.

Определить эффективность проведенной работы

Провести анализ полученных результатов.

Место проведения : МДОУ д/с №6 «Алёнушка» .

Режим занятий : 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности .

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения : наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Перспективный план работы по основному этапу проекта :

Тема Программное содержание : Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности ) Совместная деятельность родителей и детей

«НЕВИДИМКА ВОЗДУХ» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию . Развивать мышление, учить делать

выводы в процессе эксперимента . КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем. ПАРАШЮТЫ (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)

Оборудование :

8 кусков верёвки по 40 см

Большой пластиковый пакет

Двухсторонний скотч

Игрушечный человечек

Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.

При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.

ЧТО В СТАКАНЕ

Воспитатель : посмотрите, у меня в

руках стакан. Как вы думаете, он

пустой? Сейчас мы это проверим.

Нам понадобиться ёмкость с водой

и этот стакан. Перевернём стакан

вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям

потрогать стакан внутри). Ребята,

почему вода не попала в стакан?

Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА

Оборудование :

Взяли 2 свечи, поставили на блюдца

и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.

Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.

ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ

Перед вами стаканы с водой и тру-

бочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче

ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?

Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку

и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.

ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА

Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно,

что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух

необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?

ЦАРИЦА – ВОДИЦА - совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

Развивать речь, мышление, любознательность;

Развивать умение делать выводы, умозаключения;

Воспитывать аккуратность при работе.

КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?

На столе лежат кубик и шарик.

Воспитатель : какой формы эти предметы (ответы детей) . А имеет ли

форму вода? Для этого возьмём

узкую банку и наполним её водой.

Перельём эту воду в широкую банку.

Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод : вода принимает форму того

сосуда, в котором находится. Вода-

жидкость. Вспомните лужи после

дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.

КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?

Возьмём два стакана-один с водой, а

другой с молоком. Возьмём картинку

и поставим её за стаканом с водой.

Нам видно картинку (ответы детей) .

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод : через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.

И так,делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ

Оборудование :

3 ёмкости

Формочки

В ёмкости налили воды. Воду

подкрасили акварельными

красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день

получили разноцветные льдинки.

ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ

А если у воды вкус? Дети пробуют

воду и высказывают своё мнение.

Один ребёнок размешивает в воде

сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуй-

те воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала слад-

кая, солёная, кислая. Вывод : своего

вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей) . А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности. ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?

Оборудование :

2 яйца (сваренное в крутую)

2 ёмкости

Положили 2 яйца в разные ёмкости

с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.

ЕСТЬ ЛИ ЗАПАХ У ВОДЫ?

Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей) . Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.

ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ

Бывает такая ситуация, что воды

чистой рядом нет, но жизненно

важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся . Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР «Кристаллик» детский сад № 30

Г. Железногорска Курской области

Образовательный проект

«Юные исследователи»

для детей подготовительной к школе группы

Разработчик:

Белякина И.Д.

воспитатель

Железногрск 2019

1. Актуальность проекта.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е.Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

2. Цели и задачи проекта.

Цель проекта:

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

Развивать наблюдательность.

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта:

групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта:

воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители воспитанников.

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2. Создание единого инновационного пространства.

3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Модель организации экспериментирования

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Совместная деятельность воспитателя с ребенком;

Самостоятельная деятельность детей;

Фронтальные занятия;

КВН, развлечения;

Наблюдения в природе;

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;

Беседы по теме эксперимента;

Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов;

6. Вопросы детей.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (организационный).

II этап - внедренческий.

III этап - итоговый (обобщающий).


I этап. Подготовительный (Организационный)

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Август

Воспитатель: Белякина И.Д.

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

Август

Воспитатель: Белякина И.Д.

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Сентябрь

Воспитатель: Белякина И.Д.

II этап. Основной

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Сентябрь-Май

Воспитатель: Белякина И.Д.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность

Сентябрь-Май

Воспитатель: Белякина И.Д.

Детей

III этап. Заключительный

Определить эффективность проведённой работы

Май

Воспитатель: Белякина И.Д.

Провести анализ полученных результатов

Воспитатель: Белякина И.Д.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

«Воздух - невидимка»

Беседа: «Невидимка-воздух».

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Прогулка «Почему дует ветер?»

Беседа «Чистый воздух».

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Ноябрь

«Вода-волшебница»

Беседа: «Волшебница вода»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

Декабрь

«Снег - снежок»

Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Самостоятельная деятельность детей в уголке природы.

Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.

Прогулка «Следы на снегу». Изготовление елочных украшений «Замерзание воды». Работа в экологическом дневнике.

Январь

«Я - человек»

Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».

Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда». Оригами «Елочка».

Работа в экологическом дневнике.

Февраль

«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова»

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты:

«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».

Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев).

Март

«Чудеса растений»

Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». ФЦКМ «Уход за растениями». Создание «Огород на окне». Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

Апрель

«Земля наш общий дом»

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус»

Досуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем Волгу – богатство России!». Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

Май

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).

Диагностика

Продукт проекта: КВН «Мы - экспериментаторы»

Работа с родителями.

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

4. Наглядная информация.

5. Обмен опытом.

5. Ресурсное обеспечение проекта.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Основное оборудование и материалы:

Приборы - помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки - вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, полотенца.

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

Ожидаемые результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.


ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Журавушка»»

Проект

по поисково-исследовательской деятельности

Выполнила: Воспитатель подготовительной группы Терлецкая Снежана Викторовна

2017

Форма работы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Средства: поисковые действия

Вид проекта : групповой

Условия : постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Актуальность : На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитиии личности имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а,главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Цель проекта : Развивать познавательные способности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи проекта:

Развивать собственный познавательный опыт.

Вызывать желание к поисковой деятельности.

Методы обеспечения:

Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты:

Случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты.

Проведение опытов.

Беседы(конструктивные).

Подготовительный этап:

Подготовка материала для деятельности детей.

Подбор детской и научной литературы.

Участники проекта : воспитатели, дети.

Срок реализации: 4 недели.

Интеграция образовательных областей :

    познавательное развитие;

    социально-коммуникативное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие.

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Бумажная страна

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.

Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.

Продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.

II ЭТАП – основной

Познавательная деятельность.

1.Беседа.

Тема: « Как появилась бумага?»

Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

2. Просмотр обучающих слайдов « Рождение бумаги»

Цель: обеспечить расширение знаний детей о том, как человек изготовил бумагу

3. Ознакомление с художественной литературой.

Чтение стихотворений о дереве, бумаге.

Отгадывание загадок о бумаге.

Познавательная сказка «Жила-была бумага» Ю. Герасименко

Сказка о бумажном кораблике

4.Художественно- эстетическое развитие

Оригами « Лисичка-сестричка»

Цель

5. Опытно-экспериментальная деятельность «Бумажная страна»

Материалы и оборудование:

Полоски альбомной бумаги, картона, салфетки, фольги (на каждого ребенка в зависимости от количества опытов);

Ножницы (на каждого ребенка)

Емкости с водой, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности, свеча, растительное масло, лимон, ватные палочки.

Схемы опытов

Ход занятия

Загадка

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

1. «Бумага режется» (схема «ножницы»)

Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

2. «Бумага рвется» (схема «рваная бумага»)

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3. «Бумага мнется» (схема «мятая бумага»)

Смять сначала бумагу, потом картон.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

4. «Бумага намокает» (схема «капля воды»).

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

5. «Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло») .

Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

6. «Бумага издаёт звук» (схема "нота")

Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

7. «Бумага летает» (схема «ветер»)

Полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?. для этого нужно помахать веером (дети делают веер) 8.(можно делать поделки (схема «оригами») , чтобы получился ветерок.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

9. «Бумага горит» ( схема «спички»)

Поджечь разные виды бумаги.

Вывод: бумага горит.

Выводы исследований (опираясь на схемы):

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

6. Из бумаги можно сделать поделки.

7. При смятии бумага издаёт звук.

8. Бумага разлетается при ветре.

9. «Бумага впитывает масло»

10. «Бумага горит»

Игра «Найди предметы из бумаги» (дети стоят в кругу)

А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? Я предлагаю вам взять по одному предмету, что вы считаете тоже сделано из бумаги и вернуться в круг (дети рассказывают почему считают, что данный предмет сделан из бумаги).

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила»

1. Для проведения опыта нам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем (нарисуем) что-нибудь на бумаге этой спичкой.

3. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над свечой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова (или рисунок).

Предложить детям провести опыт «Невидимые чернила» дома с родителями, результат принести в группу и показать детям.

Шарик-магнит.

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги.
Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик!
Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

II ЭТАП – итоговый

    Анализ и обобщение материала

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Мир воды

Изучение уровня знаний детей о свойствах и качествах воды, ее значении в жизни людей и животных;

Подбор методической, художественной литературы, стихов, загадок;

Иллюстраций с изображением воды в разном состоянии;

Выбор аудиозаписей со звуками воды;

Пополнение лаборатории недостающими предметами для исследований;

Составление картотеки опытов с водой;

Разработка конспектов занятий по теме.

II ЭТАП - основной

Познавательная деятельность.

1. Беседа.

Тема: «Кому нужна вода?».

Цель : Совершенствовать представления детей о полезных свойствах в оды, сформировать у детей знания о значении воды в жизни людей и животных, учить детей умению устанавливать причинно-следственные связи; учить принимать участие в формулировании выводов; поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений) .

2. Просмотр мультипликационного обучающего фильма «Секреты Воды».

Цель : обеспечить расширение знаний детей о том, как человек и природа используют силу воды.

3. Наблюдение на прогулке «Вода в природных явлениях».

Цель: выявлять и расширять представления детей о свойствах воды

4.Ознакомление с художественной литературой.

Воспитатель, дети.

Чтение стихотворений о воде.

Отгадывание загадок о воде.

Рассказ «Поэзия дождя» К. Паустовский.

Рассказ «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвин.

Сказка «Живая вода» (сказки народов Сибири)

Чтение экологической сказки «Жила-была речка» Н.А.Рыжова

К.И. Чуковский «Федорино горе»

Н.Болтачев «Сказка о круговороте воды»

5.Художественно-эстетическое развитие.

Воспитатель, дети.

Оригами «Жители пруда»

Цель : обеспечить применение на практике полученных знаний в детской работе в стиле оригами. Способствовать развитию творческой фантазии.

6. Прослушивание фонограмм: «Звуки воды в природе» - прослушивание

музыки из серии «Малыш у реки», «Малыш у озера».

Цель : обеспечить развитие умения различать звуки, которые издает вода в природе. Способствовать развитию слухового восприятия, памяти, внимания. Помочь получить эстетическое наслаждение.

7. Мини спектакль для средней группы «Круговорот воды в природе».

Цель : обеспечить создание у детей радостного настроения; желания участвовать в инсценировках и праздничных развлечениях; уточнение огромного значения воды для всех живых существ; уточнение представления детей о разных состояниях воды;

8. Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительные свойства воды» (Приложение 1)

Цель : учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Закрепить знания о круговороте воды в природе;

Познакомить со свойствами воды в процессе опытно-экспериментальной деятельности;

Воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу.

9. Зарисовки результатов опытнической деятельности о воде.

Цель : обеспечить применение полученных знаний в умении передавать в рисунке результаты опытов. Систематизировать знания детей.

10. Трудовая деятельность: полив цветов

Цель : подвести детей к пониманию необходимости воды для растений.

III ЭТАП - ИТОГОВЫЙ

Цели 3 этапа:

    Анализ и обобщение материала

    Презентация по проекту

Эколого-педагогическая работа с детьми в течении определенного

периода дает отчетливые результаты. Если в начале проекта дети не имели четких знаний о круговороте воды в природе, о свойствах воды, о пресной и соленой воде, то при завершении проекта ребята самостоятельно отвечают на вопросы, понимают о чем их спрашивают, могут осмысленно рассказывать о свойствах воды, знают о значимости воды для всего живого, об охране водоемов.

Приложение 1

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы «Удивительные свойства воды» в подготовительной группе

Задачи : Образовательные :

1. Познакомить детей со свойствами воды : без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни людей и животных .

3. Провести с детьми опытно-экспериментальную деятельность .

Воспитательные :

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе , учитывать мнение друга, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Активизировать и обогащать словарь детей.

2. Учить отгадывать загадки.

Материал:

Прозрачные стаканчики, пипетки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, кроссворд, карточки с изображением действий человека, наносящих вред воде и применение воды в полезных целях, цветные фишки, обозначающие пользу или вред воде.

Ход занятия.

В : - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? (Ответы детей) . Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, для этого нам с вами надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам с вами в этом загадки.

1. Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч –

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг!

(водопад)

2. Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли…

(облака)

3. Меня ждали,

Меня звали,

Показался – убежали.

(дождь)

4. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем.

(роса)

В :- Какое слово у нас получилось? (Ответы детей)

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды .

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная)

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, купаться, готовить еду, поливать растения)

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды .

(Дети проходят за первый стол) .

Опытно-экспериментальная деятельность детей .

Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»

В : - Ребята, попробуйте воду из стаканчиков, какой у неё вкус? (ответы детей) . А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая – сахар, вода стала кислая – лимон) . Мы изменили вкус воды .

Вывод: вода не имеет вкуса.

Ребята проходите за второй стол.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

В :- Ребята, понюхайте воду в стаканчиках. Как она пахнет? (Ответы детей)

Давайте добавим в воду кусочек чеснока, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода изменила запах, пахнет чесноком)

Вывод: вода не имеет запаха.

Ребята проходят за третий стол.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная»

В : - Ребята, что произойдет с водой, если добавим в неё краску, посмотрим? (Дети добавляют краску и перемешивают её) . Что изменилось? (вода изменила цвет) . Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды ) .

В : - Ребята, посмотрите что у меня есть? (Пуговицы) На столе стоят два стакана, в одном налитая вода, а в другом молоко. Давайте сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. Скажите в каком стакане мы видим пуговицы? (Ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

В : - Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка

«Речка»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно :

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(Выполняем движения по тексту) .

Дидактическая игра «Что вредно и полезно для воды

Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть рисунки на карточках, на которых изображено отрицательное воздействие человека на воду, отметив их черными фишками, например, загрязнение воды нефтепродуктами , сточными водами. И применение воды в полезных целях , отметив их красными фишками, например, очистка ее для питья из крана. Играющий называет, что изображено на карточке , и почему он это действие считает вредным или полезным, используя фишки соответствующего цвета.

Игра – эксперимент «Цветное молоко»

1. Нальем молоко в тарелку.

2. Добавьте в молоко по несколько капель красной, синий, зеленой акварельной краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой,

И не двигайте тарелку.

3. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Получился настоящий салют в тарелки!

В.: Ребята, чем мы сегодня занимались? Вам понравилось ставить опыты? Скажите, что нового вы узнали о свойствах воды ? Что понравилось больше всего? Что нужно делать чтобы сберечь воду?

Приложение 2

Домашняя лаборатория

В период дошкольного возраста дети очень любознательны. Они познают мир через исследовательскую деятельность.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.

Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Поэтому проводить первые эксперименты лучше под присмотром взрослого.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта) 3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента) 4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент с желатиновой рыбкой

Растворите желатин в теплой воде и полученную жидкость вылейте тонким слоем на полиэтиленовый пакет, поставьте полученную массу в прохладное место до полного остывания и после вырежьте из нее форму в виде рыбки. Положите рыбку на холодную поверхность, а после подышите на одну из ее сторон. После произведенных действий рыбка оживет. Это вызвано тем, что при нагреве желатин расширяется, а нижняя сторона, лежавшая на холоде, остается без изменений. За счет изменения температуры окружающего воздуха рыбка начинает сгибаться в одну сторону, словно оживать.

Употребление растениями воды

Ребенку сложно объяснить, как растения пьют воду, поэтому поставьте перед детьми 4 вазы, наполненные водой. В 3 из 4 ваз налейте подкрашенную воду, а после поместите в них по одинаковому цветку (лучше, если лепестки цветков будут иметь светлый оттенок, в идеале белый). Через несколько дней наблюдений дети увидят, что лепестки поменяли цвет во всех вазах кроме самой первой. Но это вовсе не будет означать, что в четвертой вазе цветок «не пил» воду.

Тайное послание

Поиграйте с детьми в шпионов. Для этого возьмите лист бумаги, немного молока, оставшегося после завтрака, и напишите на нем секретное послание молоком. После этого дайте написанному высохнуть. На самой бумаге не останется следов, а прочитать шифр можно будет только нагрев бумагу на паром. Если нет молока, можно использовать лимонный сок. После высыхания «лимонного» шифра, промокнув йодом строчки.

Поплавок из апельсина

Возьмите обычный апельсин и окуните его в воду. Замерьте уровень, на котором он будет держаться на воде. Вынув фрукт, очистите его от кожуры и положите обратно на поверхность воды. Апельсин обязательно утонет. Вызвано это тем, что в кожуре есть маленькие отверстия с воздухом, которые держат апельсин на плаву. Без них, фрукт камнем идет ко дну.

Нет запаха

Кукурузными палочками не только можно перекусить, но и использовать их в эксперименте. Возьмите банку, на дно которой капните немного духов. После чего положите кукурузные палочки сверху и закройте крышку. Через 10 минут откройте банку и покажите детям, что запах исчез. Это связано с тем, что палочки имеют пористую структуру, которая словно губка, впитала запах. После эксперимента выбросите их и объясните детям, почему их нельзя есть в таком виде.

3. Заключительный этап:

Фотоальбом: «Мы маленькие исследователи»

Литература :

С. Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду М., «Просвещение»,2001г. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Под ред. Л. Н. Прохоровой. М., «АРКТИ», 2005г. О. В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М. ,ТЦ «Сфера»,2005г. Н. А. Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г Интернет ресурсы



Рассказать друзьям