Результаты форсайт сессии. Думать о будущем с помощью “foresight”

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выделяют два основных способа работы с будущим:

  • Долгосрочное планирование – постановка целей на основе линейных количественных оценок из прошлого через настоящее. Во многом такой способ появился благодаря длинным периодам технологических укладов , когда нечастое появление новых инноваций позволяло строить планы надолго.
  • Сценарный подход основан на вариативности будущего. Анализируются возможные модификации будущего и управляющие выбирают наиболее подходящий, устраняя преграды, готовятся к возможным рискам.

Сперва люди пытались понять текущие тренды, факторы их развития, оценить свои возможности и на основании этого рассчитать долгосрочную цель. Но со временем динамика изменений увеличивалась и такой подход начал давать серьезные сбои. В качестве альтернативы начали применяться методы, основанные на сценарном мышлении . Об одном из таким мы сегодня и поговорим (или познакомьтесь с более современным подходом .

Форсайт

Под форсайтом (видением будущего) понимается методология коллективной работы по исследованию будущего с целью его построения путем выявления экспертного знания.

В основу подхода положены следующие постулаты:

  • Будущее может быть разным;
  • Его невозможно предсказать достоверно;
  • Оно зависит от наших действий и предстоящее можно создавать;
  • Прогнозы относительно будущего позволяют делать его таким, как желаем;
  • За будущее происходит борьба разных образов и стоящих за ними людей.

В основу методологии положен опрос экспертов для определения возможных сценариев будущего и выбор наиболее предпочтительного. Совместная работа позволяет создать единую позицию и выстроить социальные связи. Такой способ прогнозирования:

  • является систематически повторяющимся хорошо организованным процессом;
  • рассчитан на долгосрочную перспективу;
  • включает в работу заинтересованных лиц;
  • нацелен на реальные действия.

Выделяют три этапы работы с будущем:

  1. Стратегическое мышление – исследование будущего;
  2. Принятие стратегических решений;
  3. Воплощение в жизнь принятых решений.

Сегодня мейнстримовское представление о форсайте во многом сформировано книгой “Думая о будущем. Руководство по Стратегическому Форсайту” П.Бишопа. В работе описывается пять этапов:

  1. Выделение объекта прогнозов – заказчиком задаются границы интересов исследования;
  2. Определение важных условий – качественные и количественные показатели желаемого будущего;
  3. Сканирование – процесс определения участников, методов исследования;
  4. Альтернативы будущего – выяснение текущих тенденций относительно объекта прогнозов, зон неопределенности, сценариев будущего;
  5. Планирование и исполнение – создание дорожных карт с учетом меняющихся обстоятельств.

Строительство будущего может происходить за счет:

  • Материальных ресурсов;
  • Власти;
  • Связей;
  • Формирования повестки дня.

Rapid Foresight

Существуют разные модификации форсайта и дальнейшее описание работы по этому методу будет сделано на примере Rapid Foresight (скоростной форсайт) с которым мне приходилось работать. От классической методологии отличается тем, что:

  • не требует “тяжелых” бюджетов;
  • занимает немного времени;
  • эксперты работают совместно со схемами и образами, а не текстами;
  • основные результаты получаются во время работы по прогнозированию и сразу после нее.

Работа по методу скоростного форсайта представляет собой сессию, в которой принимают участие эксперты. У такой сессии существует заказчик на формирование будущего. В момент обращения, заказчик находится на одном из этапов процесса трансформации будущего. Соответственно работа по методу форсайт производится для конкретного этапа.

Результатами скоростного форсайта могут быть:

  • Достоверный прогноз будущего;
  • Согласование позиций и объединение людей;
  • Знания в изменяемой области и в применении форсайта;
  • Диагностика квалификации участников и их навыков коллективной деятельности;
  • Создание дорожных карт и проектов реализации;
  • Решение конкретных задач с учетом картины будущего;
  • Создание материалов для дальнейшей работы управленческой команды.

Карта времени

Ключевой идеей метода является карта времени, представляющая собой плоскость, где справа налево отмеряются промежутки времени, а снизу вверх тренды.

Для отметок на карте времени используются карточки, которые заполняют участники. На них описываются тренды, относящиеся к одному из типов:

  • технология,
  • формат,
  • событие,
  • нормативный акт,
  • угроза.

На карточках указывается год тренда, в соответствии с которым она размещается на одной из временных зон. Линия времени имеет горизонт на десятилетия и состоит из четырех этапов:

  • Ближайшее время. Сегодняшние тренды с большой вероятностью дают плоды для короткого временного промежутка.
  • Средний горизонт. Размещаются карточки с информацией о явлениях, трендах, угрозах, которые важны для настоящего, но пока существуют только предпосылки для их прорыва в средней временной перспективе.
  • Дальний рубеж. Представленные здесь карточки описывают объекты, которые будут формироваться в результате развития существующих трендов, качественные скачки имеющихся уже технологий, скрещивания разных направлений.
  • Невероятный (черные лебеди). В этот раздел попадают карточки, предложенные одним из экспертов, но не получившие согласия остальных. Т.е. речь идет о события, которые по мнению большинства участников никогда не произойдут.

Работу в группах задает последовательность размещения карточек:

  • Обсуждение предмета работы, уточнение его границ и т.д.
  • Размещение на карту карточек основных трендов, оказывающих увеличивающее или уменьшающее влияние на предметную область (например, увеличение количества выброса углекислого газа в атмосферу больших городов).
  • Помещение на карту технологий в предметной области (например, беспилотные автомобили).
  • Помещение форматов на линии трендов (например, клуб автомобилистов).
  • Помещение нормативных актов (любые законы, регламентирующие деятельность в предметной области).
  • Помещение на карту угроз и возможностей – субъективная оценка явлений, размещенных на сайте, с точки зрения субъектов. Типовыми субъектами являются территория, компания, отрасль, сообщество. Появление новых субъектов отмечается на отдельном флип-чарте.
  • Помещение на карту событий – точечные значимые события, способные изменить тренды.

Структура

Для эффективной организации форсайт-сессии предлагается структура в виде описания ролей. Один и тот же человек, может исполнять несколько ролей.

  • Держатель коммуникаций с заказчиком – отвечает за отношения с заказчиком от постановки задачи до презентации результатов.
  • Ведущий – организует проектировку форсайт-сессии и ее провидение.
  • Модераторы – организует коммуникации в процессе сессии. В случае, если группа не одна, в каждой из них присутствует свой модератор. Для упрощения работы в одной группе может быть два модератора.
  • Сборщик – ведет фиксацию событий во время сессии, отслеживает динамику работы группы, моменты зацикливания.
  • Аналитик – готовит шаблоны отчетов, отвечает за формирование общего отчета.
  • Администратор – следит за строками и обеспечением участников всем необходимым.
  • Эксперты – специалисты в областях, связанных с поставленной задачей, принимающие участники в сессии.

Оптимальное количество участников от 5 до 15, но не более 25. Участники могут разбиваться на подгруппы. Каждая подгруппа имеет модератора, организующего заполнение участниками карты времени.

Выводы

Мне приходилось принимать участие, как в описанном выше формате, так и видоизмененном. Например, к описанной выше методологии относилась форсайт-сессия по определению будущего консалтинга и разработке типовых стратегий выживания на консалтинговом рынке. Ключевые выводы, которые я сделал в работе над ошибками после мероприятия:

  • необходимо очерчивать конкретные границы для предмета обсуждения;
  • требуется серьезная подготовка (не один день) экспертов перед мероприятием относительно конкретного предмета;
  • работа модератора должна заключаться не столько в управлением сессией, сколько в формировании условий для коммуникаций и выработке единого языка общения.

Когда я работал по этому методу в бизнес-структурах, то в среде экспертов в основном участие принимали руководители компании, которые непосредственно управляют. Поэтому полученные результаты сразу же становятся частью дальнейшей работы, а не ложатся в красивом переплете на полку за спиной первого руководителя. Проблемой становится зашоренность участников (не все компании готовы приглашать экспертов со стороны). Этот вопрос удается решить, если менеджмент компании решает задачу не для своей компании, а как-будто выступая экспертами для компании-конкурента.

На сегодняшний день форсайт-метод является востребованным инструментом управления изменениями. Но его фундаментальные основы накладывают определенные ограничения, связывая экспертов ментальными рамками (фреймами). Как было указано выше, в основе форсайта лежит сценарный подход нелинейных систем . Идея в том, чтобы проанализировать прошлое и продолжить возможные альтернативные тренды развития. Но возможности познания прошлого столь же малы, как и прогнозирования будущего – можно сказать, сколько экспертов, столько и вариантов прошлого. К тому же, будущее зависит от тех усилий, которые предпринимают агенты перемен. Поэтому я нахожу более продуктивной технологию áкторство . Она позволяет не прогнозировать, а создавать желаемое будущее, организовав деятельность заинтересованных сторон.

Ссылки

Форсайт-сессия «Школа будущего» Образование будущего – одна из наиболее интересных и активно обсуждаемых тем.

Лучшие умы современности делают прогнозы и ведут дискуссии о том, каким должно быть образование следующих поколений. Как внедрить смешанное обучение? Станет ли образование непрерывным на протяжении всей жизни? Без каких технологий будет невозможно представить школу будущего? К чему приведет нарастающая популярность домашнего обучения?

На все эти вопросы эксперты дают свои, весомые заключения.

Задача форсайт-сессии «Школа будущего» - спуститься на «виток» ниже, к конечным потребителям и вступить в активный диалог с теми, кто сегодня имеет непосредственное отношение к школе.

Впервые к обсуждению одновременно приглашаются учителя школ, ученики и родители. Какой образ будущего поддержат они? Совпадет ли их мнение с экспертами? Что нового появится в совместной дискуссии?

Форсайт-сессия позволит:

Учителям- обозначить свою позицию в отношении реформ и стать проводниками изменений в образовании будущего.

Родителям - рассказать об опыте взаимодействия со школами, найти свои зоны влияния и ответственности в процессе преобразований и наладить кооперацию школы и родителей в будущем.

И главное - форсайт-сессия как групповое мероприятие позволит состояться полноценному диалогу родителей, детей и учителей. Создав согласованную картину будущего, участники откроют для себя новое видение ситуации, новые возможности и пути их воплощения.

Форсайт-сессия пройдет 9 и 10 ноября (обязательно присутствие в течение 2-х дней) с 15:00 до 18:00 по адресу: Хорошевское шоссе д.21 (здание ГБОУ Школа №1288)

Главный модератор форсайт-сессии - Иванчук Елена

Организаторы:

Общероссийский проект «Поколение 2084» https://www.facebook.com/groups/pokolenie2084

Центр «StartUp в жизнь» (проект Школы Новых Технологий и Школы №1288)

Контактные данные:

Ольга Куваева (куратор центра «StartUp в жизнь», +7 985 224 01 43, )

Иванчук Елена (руководитель общероссийского проекта «Поколение 2084»)

Проект «Поколение 2084» стартовал в феврале 2016 года. В основе - новая конкурсная методика.

  • Система экспоненциального развития прикладных знаний
  • Кадровый экспорт
  • Лидирующие позиции в мировых рейтингах образовательных учреждений
  • Внедрение системы непрерывного профессионального образования
  • Продвижение профессий будущего
  • Ранняя профессиональная самоидентификация дошкольников и школьников
  • Внедрение системы проектного обучения
  • Культура преемственности поколений
  • Развитие системы наставничества
  • Умение работать и развиваться в команде
  • Создание благоприятной среды для взаимодействия молодежи и будущих работодателей

Группа для участников

Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2-х тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тысяч экспертов.

Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них

В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли – выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».

Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.

Большинство Форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток “заглянуть в будущее” приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге – к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.

Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации.

В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.

Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме (подобно японскому долгосрочному прогнозу, который проводится каждые 5 лет, начиная с 1971 года), в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.

Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.

Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.

Во-вторых, Форсайт всегда подразумевает участие (часто путем проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определенных групп населения (жителей региона, молодежи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.

Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.

Руководитель ЦИЧП ИСИ РБ, сертифицированный форсайт-модератор, к.т.н. Денис Попов со студентами Башкирского государственного университета и провел рапид-форсайт по теме «Молодежь в цифровой экономике 2030». Приводим вводную часть, где он рассказывает о Форсайт-методике и рапид-форсайте.

«Метод форсайта известен более пятидесяти лет и используется чтобы строить стратегии развития как стран, так и отдельных отраслей экономики.

В России чуть менее десяти лет практикуется метод rapid-foresight, который мы сегодня и будем практиковать (со студентами БашГУ). Эта методика позволяет получить общее представление круга экспертов что нас ожидает в будущем в пределах компетенции собравшихся экспертов.

Собственно, рапид-форсайт – это инструментарий, который позволяет работать с группой и вывести группу экспертов на выработку новых идей о перспективах отрасли, компании, страны или региона.

В целом по стране есть несколько сотен специалистов, которые владеют этим методом и ряд сессий Стратегии-2030 были проведены с использованием этого метода.

Если перевести буквально, то «Foresight» значит «Взгляд из будущего». Мы говорим что надо делать сейчас через образ будущего, который мы определенным образом строим. Строится этот образ группой экспертов – такой фокус-группой – с помощью специальной технологии форсайтной групповой работы.

В результате получается картина, где можно понять нынешнее состояние через тренды настоящего, можно увидеть угрозы и возможности – это раз. Через тренды мы формируем образ будущего и уже с точки будущего, «оглядываясь» назад экспертное сообщество рассматривает проекты. Цель – достичь Образа желаемого будущего.

Наша первая задача – описать, где мы находимся сейчас. Задача сложная. «Настоящее» у каждого свое и нам предстоит составить коллективное представление о том, где мы находимся здесь и сейчас.

Как это сделать?

Если начнем спрашивать по классической методике «Как вы относитесь к …?» «Как оцениваете …?» «Назовите пять положительных и пять отрицательных …» — то мы можем представить, что получим в итоге – каждый будет называть какие-то проблемы (а они действительно есть!), недостатки (и без них никуда). В ответах члены фокус-группы будут отражать свое нынешнее недовольство, да и о позитиве будут говорить в ярких эмоциональных тонах.

Насколько это полезно? Это полезно для того, чтобы люди выговорились. Но с конструктивной точки зрения– даже вредно, поскольку отнимает время и энергию, но не очень приближает нас к построению образа будущего. Если ты знаешь, что плохо – это не значит, что ты знаешь что надо делать.

Поэтому метод простого опроса или привычного мозгового штурма «Как вы видите настоящее?» в данном случае не работает.

С помощью простого опроса настоящее не описать еще вот почему: каждый видит мир по-своему и вкладывает свой смысл в предложения. Как, например, криминалистов в нашей Школе МВД учат, что каждый свидетель обязательно видит свое на месте происшествия.

Поэтому если мы каждый будем размышлять и оценивать – ни к чему конкретному это не приведет. Мы будем спорить, доказывать – это получится обычный научный семинар, как мы привыкли: все высказали свои мнения и разошлись по лабораториям. И поэтому применяются методы форсайта, которые базируются на трех базовых принципах.

Базовые принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
  • Будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров;
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.

Чтобы достичь конструктива мы применяем понятие тренда. Это очень важное понятие – краеугольный камень форсайт-методики. Правильное определение трендов позволит более точно спрогнозировать их развитие.

Что такое «тренд»?

У нас есть некое настоящее – оно является продолжением того, что было в прошлом и имеет развитие в настоящем с прицелом в будущее. Мы можем описать что происходит с нами сейчас не просто сделав «фотографию» сегодняшнего дня, а через те изменения, которые мы наблюдаем в сравнении с тем, что было раньше. Это некая «дельта».

Приведу некую упрощенную формулу уже готового тренда. Формула тренда начинается со слов «УМЕНЬШЕНИЕ/УВЕЛИЧЕНИЕ» — это первое слово, без которого никак нельзя. Итак, «уменьшение/увеличение» какого-то ФЕНОМЕНА, ЯВЛЕНИЯ. В определенной локации – ТЕРРИТОРИИ, ОТРАСЛИ.

Например, РАСТЕТ (первое слово) ПРЕСТУПНОСТЬ (второе) В РАЮ (локация – третье слово). Может уменьшаться, может быть “потребление каких-то препаратов” в “сфере дошкольного образования в Уфе”.

Для рапид-форсайта важно придерживаться четко этой формулы: было меньше, стало больше и, скорее всего, завтра это еще увеличится. Все это вносится в КАРТУ БУДУЩЕГО

Тренды – это именно не только наблюдения как “снимок настоящего”, но наблюдения за изменениями, которые происходят сейчас. Это ключевой момент, который необходимо запомнить.

Правила построения форсайта

Тренд – базовая сущность форсайта. «Начальные» тренды фиксируют «отправную точку» форсайта, а развитие этих трендов (и производных явлений) на карте времени задает процесс наполнения форсайта. Остальные объекты вносятся на карту только относительно трендов — как кульминация трендов или как «ответ на вызов».

Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны. Таким образом, либо на карту довносятся значимые тренды, которые ведут к возникновению объекта, либо сущность не появляется на карте. Появление, изменение или прекращение трендов должно быть обосновано – воздействием других трендов и/или действием продуктов / технологий / событий / законов.

Чем хороши тренды? Тем, что доля субъективного здесь ничтожно мала. Вы говорите об увеличении или об уменьшении и группа либо принимает это как тренд, либо не принимает. В первом случае мы это фиксируем, а во втором случае – просто забываем.

Заметьте – никакой субъективной оценки здесь нет.

Говорить тренды “все обо всем” – не стоит. Например, “глобализация”, “урбанизация” и прочее. То есть имеется, конечно, набор глобальных общемировых трендов, но нас интересует локальное, которое касается темы нашего форсайта.

Ловушка в определении трендов заключается в “хотелках” и мы порой желаемое выдаем за фактическое. Для этого и есть групповая работа.

Как работают тренды?

Хорошо. Мы выявили тренды. И что это нам даст?

Представьте, что возле корпуса БашГУ поставили каток, а вы сами находитесь внизу, возле речки. Каток начинает медленно, но верно спускаться вниз. А вы стоите внизу и он катится на вас. Тренд – это и есть тот самый каток, который объективно имеет место быть и он на вас катится. И как вы к нему относитесь – роли, по-большому счету, не играет. Ему все равно. У вас есть несколько вариантов.

Можно поступить как делает большинство людей – закрыть глаза и сказать “Я его не вижу – и ладно. Пока он где-то там далеко, авось пронесет”. 98 процентов населения обычно так себя и ведет, когда есть какие-то объективные тренды: “Ну ладно, что мы можем сделать?” или возмущаются. Но есть люди, которые активно начинают что-то делать. Что можно предпринять? В сторону отойти? А вы точно знаете куда надо отходить? Может он как раз туда и катится? Этот каток – объективные процессы, которыми мы управлять не можем. Можно отбежать в сторону, забраться в речку – авось не докатится, можно препятствие поставить. Можно еще один каток запустить – новый тренд.

“Быть в тренде” – это значит либо оказаться под этим катком, либо зацепиться за него и использовать его движение.

Те, кто может управлять трендами – трендсеттеры, термин, который используется в маркетинге. Таких людей очень мало и чаще всего это организованная группа, которая профессионально умеет это делать.

Задачи создавать тренды в рапид-форсайте не ставится. Сейчас мы их можем обозначить, чтобы использовать.

Основой рапид-форсайт метода является выделение следующих элементов карты будущего:
1. Тренды – существующие и зарождающиеся;
2. Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые;
3. Форматы – технологии социального взаимодействия;
4. Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда;
5. Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы;
6. Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Реальная форсайт-сессия – это когда людей на пять дней вырывают из контекста, закрывают в ограниченном пространстве – флот либо кемп, так, чтобы они не могли уехать оттуда, чтобы связь была плохая. Из-за связи обычно используется формат флота. И на пятый день и возникают проекты, которые способны изменить тренды.

Если выделенные нами тренды будут развиваться, то в какой-то момент времени это приведет к формированию будущего – “продолженного настоящего”, которое будет не очень для вас приятным, не очень удобным и не будет нравиться. Об этом сужу по опыту. Почему-то всегда так получается.

Не обязательно продолженное настоящее будет таким. Тренды разнонаправлены и один может мешать другому. А кроме того, обязательно будут люди, которые изменят направление этих трендов и создадут новые. Этот момент нужно понимать: будущее детерминированно из прошлого не выводится – это самый важный момент.

Мы будем рассматривать карты будущего. Они состоят из трех основных горизонтов: ближнего, среднего и дальнего.

Ближний горизонт – это ближайшее неизбежное будущее, которое вполне может быть описано данными трендами. Это есть в настоящем и сильно не изменится. Неизбежное настоящее, которое не изменится, если не будет каких-то форс-мажоров.

Математические методы анализа здесь нам могут помочь.

Например, студенты второго курса, скорее всего, ближайшие два-три года будут учиться в университете и, вероятно, у них в жизни изменится немного.

Но это «немного» задает развитие событий в будущем.

Они решили (раз мы говорим о трендах, надо говорить и коллективном решении и действии) они решили учиться проектному менеджменту или изучить иностранный язык. В ближнем горизонте это ничего не даст и их будут спрашивать «Ну и что это тебе дало?» Они потратили деньги и время, которое вполне могли потратить на развлечения и отдых от учебы.

Но через пять или десять лет они формируют проектную группу, которая в новых условиях становится более конкурентоспособной. И здесь мы переходим к среднему горизонту – то, что можно предположить, и, собственно ради чего производились действия в «ближнем» горизонте.

Мы можем представить только примерно что будет через десять лет. Например, не знаем, каким будет курс доллара.

А как они будут развиваться через двадцать-тридцать лет – это уже дальний горизонт, который виден плохо, но вполне понятен в виде некоего образа будущего.

Тот образ будущего – продолженное настоящее – что мы с вами сделаем на рапид-форсайте вряд ли вам понравится. Потому что «живем как живем» — это позиция того самого закрывшего глаза перед катящимся на него катком. Это какой-то фильм ужасов.

У нас в голове обычно присутствует некий образ ЖЕЛАЕМОГО будущего. Возможно, что он не сформулирован – это как раз и предстоит определить в ходе рапид-форсайта – и, где-то пересекается с образом продолженного будущего, который строится на продолжении ныне действующих трендов.

Образ желаемого будущего – это продолжение проектов, которые мы реализуем в жизни. Либо это использование или даже изменение действующих трендов.

Поэтому создав образ желаемого будущего мы можем проложить в нынешних трендах тот путь, который приведет нас к желаемому. Видится вполне определенно и ради этого мы готовы какие-то усилия прикладывать.

Образ желаемого будущего – это тоже плод коллективного разума. То есть в одиночку действовать с трендами очень сложно – нужна группа единомышленников, которые также понимают будущее как и вы сами.

В рапид-форсайте:
— определяются тренды
— перспективы развития трендов в ближнем, среднем и дальнем горизонтах
— выстраивается карта угроз и возможностей
— создается образ продолженного настоящего
— создается образ желаемого будущего
— исходя из ОЖБ «отматывая» временную ленту назад строятся проекты, которые необходимо реализовать уже в ближайшей перспективе, а начать надо уже сейчас.

Ресурсный подход: Есть сто рублей и надо их потратить. А подход форсайта – В будущем у вас есть миллиард рублей и что нужно сделать сейчас, чтобы их обрести? Мы наши действия в ближайшем горизонте определяем через видение своего ОЖБ.

Что нужно, чтобы образ желаемого будущего был более реальным? Обычно форсайты проводятся теми, кто имеет реальные возможности здесь и сейчас влиять на ситуацию. Если берем студентов, то они определяют в пределах своих возможностей. Это стейкхолдеры.

Форсайт – это прежде всего инструмент коммуникации людей по поводу своего будущего. Чем больше влияние у людей на это будущее — тем более сильный случается форсайт. В ситуации, когда борятся много разных структурированных образов будущего, важны люди, которые за ними стоят. В ситуации, когда конкурирующих образов будущего немного, или практически нет, вы способны входить в будущее и его формировать не за счёт ваших капиталов, власти, силы, связей, а за счёт формирования своей повестки дня.

Группа лиц, имеющих реальный ресурс и сформировавшие образ желаемого будущего (своего), построив проекты с учетом действующих трендов – они и достигают желаемого.

Трендсеттер (читается «трэндсэ́ттэр»; англ. Trendsetter, Early Adopter; от англ. Trend - «тенденция», to set - «устанавливать, начинать») - инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование.

Форсайт - это инновационный инструмент моделирования будущего. Основа технологии - совместная работа участников на карте времени. Авторы и участники Форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы увеличить вероятность желаемых событий и погасить нежелательные тренды. Сама структура Форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. При этом результатом форсайт-сессии является карта будущего - визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Форсайт-технология была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется как в сфере бизнеса, так и в сфере государственного управления. В 2008 г. в рамках движения “Метавер - образование будущего” была разработана и апробирована методика Rapid Foresight. Основа методики - совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология Форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники Форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды, увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды.

В чем практическая ценность проведения форсайт-сессии для организаций социального обслуживания?

Новые социальные реалии заставляют нас быть постоянно готовыми к выбору, к принятию решений. Есть два способа принятия решений:

  • Классический - из прошлого в настоящее. Решения принимаются на основе прошлого опыта. Модели, которые сработали с прошлом, мы автоматически повторяем, а то, что не сработало, отсеиваем. Недостаток этого подхода состоит в том, что сейчас дизайн социальной среды меняется так быстро и настолько радикально, что успешные в прошлом модели в новых обстоятельствах совершенно бесполезны.
  • Инновационный - из будущего в настоящее. Решения принимаются на основе видения будущего, которое учитывает текущие тренды и потенциал их развертывания. Этот способ особенно эффективен для организаций социальной сферы, которые заботятся об эффективном использовании своих ресурсов, для которых жизненно необходимы правильные решения как в отношении определения потенциально интересных социальных партнеров, привлечения и удержания новых клиентов, так и привлечения достойного персонала, который обеспечит рост клиентской базы.

Форсайт-сессия позволяет участникам увидеть направление вектора развития социальной среды в целом и своей отрасли в частности. Это позволяет встроиться в общее движение и получить дополнительные преимущества за счет определения необходимого места и оптимального времени.

Цель социальной форсайт-сессии - создание привлекательного образа будущего для клиентов на стыке государственного сектора, НКО и бизнеса.

В социальном форсайте могут участвовать руководители ЧГП, заинтересованные в создании общего видения и эффективной системы принятия решений (оптимальная группа - до 20 человек).

Основные методы:

  • - анализ трендов и разработка сценариев;
  • - брейнсторминг и геймсторминг;
  • - интегральная дорожная карта.

Дополнительные методы подбираются индивидуально, учитывая задачи организаций социальной сферы и особенности отрасли, в которой она работает.

Дорожная карта - взуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений, план законодательных и лоббистских мер и прогноз развития технологий, нанесенные на временную шкалу.

Минимальная продолжительность форсайт-сессии - 4 ч. Данные форсайта являются хорошей основой для проведения стратегической сессии, бренд-сессии, расстановки приоритетов в реализации проектов.

Результаты сессии позволят представителям территорий уточнить свои социальные стратегии, четко заявить о своих требованиях к компетенциям работников в секторе, определить стандарты подготовки специалистов, востребованных в будущем и т.д.

Дополнительно возможна организация общественного аудита законов, стратегических и проектно-организационных сессий, проектов по технологии краудсорсинга.

Необходимо ориентироваться на потребности клиента, активизировать его позицию и работать на опережение.

Т.В. Шинина

Лит.: Ицхак Адизес Калдерон. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015; Интерактивная карта “Будущее глобального образования 2015-2035” http://map. edu2035.org/users/sign_in?mode=first&project=futuremap; Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: Алекс, 2015.



Рассказать друзьям