Развитие по монтессори. Развиваем малыша дома по методике монтессори

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. Основные идеи педагогики Монтессори....................................................5

2. Идеи М. Монтессори в детском саду..........................................................9

3. Особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние

на общественное дошкольное воспитание................................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

Введение

Дошкольное воспитание закладывает основу личности, способствует раскрытию способностей ребенка на протяжении всей его последующей жизни. Система дошкольного воспитания решает задачи обучения ребенка жизни в обществе, знакомства с основными законами жизни и природы, подготовки его к школе.

Гармонично устроенное обучение и жизнь ребенка в детском саду позволят реализовать ему заложенный потенциал, начиная с раннего возраста.

Поэтому педагоги дошкольного воспитания стремятся использовать в своей практике системы наиболее естественно подходящие для детей, учитывающие их возрастные особенности, любознательность и стремление изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Широко известная педагогическая система Марии Монтессори лежит в основе многих существующих систем воспитания маленьких детей. Она основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. Европа, Америка, Индия, Китай, Япония – тысячи Монтессори-школ открыты по всему миру.

Цель исследования – рассмотреть сущность педагогической системы Монтессори и возможность ее практического применения в дошкольном воспитании в Беларуси.

Объект исследования: педагогическая система М. Монтессори.

Предмет исследования: особенности развития идей М. Монтессори в Беларуси.

Для достижения цели исследования в работе решаются следующие задачи:

1. Изучить основы педагогической системы Монтессори.

2. Рассмотреть процесс реализации идей М. Монтессори в детском саду.

3. Проанализировать особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние на общественное дошкольное воспитание.

1. Основные идеи педагогики Монтессори

Начнем с небольшой исторической справки об основательнице педагогики, ставшей известной во многих странах. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умерла в 1952 году в Голландии. Она была первой женщиной-врачом в Италии, работала ассистентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университете и, только получив степень доктора философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребенка».

Именно об этом «Доме ребенка» позднее она написала уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики».

Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, она ставила в основу педагогической антропологии.

М. Монтессори считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях о развивающемся человеке. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей открыть «феномен поляризации внимания», из которого, собственно, она и делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной среде.

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Он заключается в том, что психика и само сущность ребенка устроена иначе, чем у взрослых.

Если взрослые приобретают знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. У маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии.

Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

«Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори, было определение в психической жизни ребенка особых периодов наиболее интенсивной восприимчивости тех или иных проявлений жизни». В отношении животных подобные периоды в конце 19 века пытались определить английский генетик Арнольд Джисл и голландский биолог Гуго де Ври. Они доказали, что созревание функций психики человека может происходить только через освоение внешнего мира, которое протекает по-разному на разных ступенях развития, ибо в процессе роста жизненные силы ребенка («orme») изменяют свою структуру. Эти периоды интенсивного созревания психики ученые называют сенситивными фазами развития.

Монтессори наблюдала подобные фазы у маленьких детей. «На основе этой восприимчивости ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы…. Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победы к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».

Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и, не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения. В то время, как в момент сенситивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс, то есть, сама среда делает возможным действие созидательных потенций ребенка и приобретение им жизненного опыта. Происходит как бы игра в обмен: биологическая зрелость приходит с одной стороны через среду, а с другой – через непрерывное поступательное движение сознания.

Мария Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз.

Первый этап развития ребенка (до 3-х лет) Монтессори определяет как обучение основным сенсорным навыкам – хождению, основам перемещения в пространстве, навыкам общения.

Второй этап – с 3-х до 6-ти лет. «Это период «впитывающего сознания», языкового, сенсорного развития».

Также Монтессори выделила у детей сенситивную фазу порядка, которая по наблюдениям Монтессори длится у детей с рождения примерно до 4-х лет. Наивысшая точка наблюдается в 2 – 2,5 года (ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия). В этот период его жизнь подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементам, а в дальнейшем завоевывает это окружение лишь по мере надобности. Вот почему важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений, языка, чувств, социальных навыков, интереса к маленьким вещам.

Особенностью обучения по системе Монтессори является прямое взаимодействие ребенка с обучающим материалом (см. рис.1).

DIV_ADBLOCK1811">

Как правило, дети сразу принимаются за какое-то интересное им дело. Кто-то начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно. Учится пришивать пуговицы.

Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом. Иногда учитель показывает способ работы с материалом.

Все игрушки куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков, и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу перед зеркалом.

При том, что есть возможность играть и в обычные игрушки, большинство детей заняты освоением мира с помощью специальных обучающих пособий.

Притягательность дидактического материала захватывает детей настолько, что они предпочитают положить на край коврика свою куклу и выкладывать здесь же десятичную систему из бусин золотого материала.

В самостоятельной свободной работе маленький ребенок ежедневно материализует природную потребность утончения своих чувств, действий и концентрации внимания. Такая работа не утомляет его, сколько бы она ни продолжалась, потому что в естественной жизни не может быть остановки. И все-таки часа через два после начала свободной работы дети слышат звучание тихой музыки – знак сбора на общий круг. Начатая работа заканчивается, материалы ставятся на полки.

Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Вспоминают, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит неприятный поход к зубному врачу.

В пятнадцать минут общего круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр.

Круг всегда ведет педагог, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Воспитатель здесь ведет счет своим словам. Он профессионально провоцирует разгорающийся костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут.

После круга детей ждет обед и дневной сон в специальной комнате для отдыха. После сна дети гуляют и продолжают свое обучение и игры в группе.

Таким образом, чаще всего распорядок дня в Монтессори группе выглядит следующим образом.

8.00 – Прием детей, завтрак

8.30 – 11.00 – Занятия в Монтессори-классе. Круг

11.00 – 12.10 – Прогулка

12.10 – 13.00 – Обед

13.00 – 15.00 – Дневной сон

15.30 – Полдник

16.00 – 16.30 – Занятия (работа на линии, хореография , музыка, лечебная физкультура, рисование, англ. яз.)

16.30 – 17.30 – Прогулка

17.30 – 18.00 – Подвижные игры, чтение книг

Это обычный распорядок для детского сада, работающего по системе Монтессори. Воспитатели по желанию родителей и детей могут вносить свои изменения в этот распорядок. Но в целом именно неизменность данного распорядка делает его ценным с точки зрения самой системы Монтессори, в которой одним из основных постулатов является внутреннее стремление ребенка к порядку.

3. Особенности развития идей Монтессори в Беларуси и их влияние на общественное дошкольное воспитание

В Беларуси Монтессори-педагогика начала активно развиваться с 1991 года. Одними из первых в Беларуси в начале 90-х методы Монтессори стали использовать брестский детсад № 40 и минский № 000. В 2000 году система Марии Монтессори в Беларуси внедрялась в качестве республиканского эксперимента, затем – как инновационные площадки в районах. С 2000 года минский детский сад № 000 стал базовой городской экспериментальной площадкой по внедрению педагогической системы Марии Монтессори

Монтессори-группы сегодня работают в Гомеле, Мозыре, Жлобине, Могилеве , Минске, Речице, Добруше, Житковичах и Ветке.

В Светлогорске раз в год проходит семинар «Реализация идей педагогической системы Марии Монтессори в современном дошкольном учреждении» для педагогов-воспитателей дошкольных учреждений Гомельщины , работающих по системе Марии Монтессори. Место проведения мероприятия областного семинара детсад № 4 «Теремок» - единственное в области дошкольное учреждение, имеющее сразу три группы монтессори.

Участники семинара знакомятся с историей создания Монтессори-групп в Светлогорске, изучают на практике комплексное занятие «На круге», работу детей с Монтессори-материалами.

Педагоги считают, что система Монтессори своими средствами успешно реализовывает республиканскую программу дошкольного воспитания.

«Популяризируя опыт одного дошкольного учреждения, можно надеяться, что те элементы, которые внедряют здесь воспитатели, перерастут в глубокое и прочное усвоение технологии в области».

На данный момент в Минске по системе Монтессори работают несколько садов. Вот, например, как устроена работа минского детсада № 000.

Зона практической жизни оборудована достаточно простыми и в то же время полезными материалами для работы.

Рамки с неким «фрагментом» рубашки с пуговицами и другими видами застежек, «методический» ботинок для обучения завязыванию шнурков, настоящая кухонная раковина, где с настоящим мылом можно помыть настоящую посуду. Обычная электроплитка, на которой дети сами могут испечь оладьи – конечно, под руководством воспитателя, но своими руками.

Зона сенсорного развития, где ребенок учится определять высоту, длину, вес, цвет, звук, запах, температуру предметов. Есть языковая, математическая, географическая, естественнонаучная зоны. Занятий как таковых нет: каждый ребенок может выбрать себе дело по душе, а задача воспитателя – координировать эти занятия.

Группы в белорусских детских садиках, как правило, разновозрастные, как это и предусмотрено системой Монтессори (от 3 до 6 лет), и младшие дети быстро и охотно учатся у старших, старшие чувствуют ответственность за младших.

В каждой группе есть «тихий уголок»: отгороженное занавесками местечко с уютным диванчиком, телевизором, проигрывателем и пластинками, книжной полкой и диаскопом. Если ребенку вдруг стало грустно или захотелось побыть одному, он может уединиться в этом уголке.
Также есть детские сады, которые систему Монтессори очень успешно применяют в работе с детьми с особенностями психического развития и ДЦП, например, минский детский сад № 000.

Основные проблемы, с которым сталкиваются детские сады, желающие работать по системе Монтессори – это проблемы финансирования. Методические материалы для этой системы достаточно дороги. К тому же полная реализация программы Монтессори требует не только приобретения материалов, но и специальной мебели для групп. В связи с этим, почти все работающие группы работают при поддержке родителей либо на коммерческой основе.

Также проблемой внедрения идей Монтессори стало существующее предубеждение, что у детей, воспитывавшихся по методике Монтессори в детских садах, возникают проблемы в обычной школе. В чем-то такая позиция имеет право на существование. Дело в том, что монтессори-дети более самостоятельны, и привычка все изучать самим и полагаться на собственные силы, привитая в садике, может доставлять им некоторый дискомфорт. Как, впрочем, и необходимость целый урок слушать учителя (как уже говорилось выше, занятия в монтессори-группах длятся всего несколько минут). Однако все зависит от конкретного ребенка и его характера.

Заключение

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори-педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

В методике распространены упражнения, используемые в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям.

В Беларуси идеи Монтессори достаточно широко распространены в системе дошкольного воспитания. Бюджетных детских садов, полностью работающих по методикам Монтессори нет. Однако в отдельных детских дошкольных заведениях существуют группы, в которых используются методики Монтессори. Их с каждым годом становится больше, однако спрос превышает предложение в несколько раз. Также некоторые детские сады используют элементы методики Монтессори.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гармоническая атмосфера Монтессори. // Дошкольное воспитание. 2000. - № 11. – С. 47.

2. Минина В. // http://www. /plus/viewrp. php? id=1951

3. Монтессори М. "Помоги мне это сделать самому"// Составители, (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000. – С. 84.

4. Монтессори М. Дети – другие. ИД «Карапуз». М. 2004.

5. Монтессори. М // Составитель, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили - 224 с.

6. Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского//Учительская газетаавгуста. - C.4.

7. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 19c.

8. Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой. // Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993.

9. Сергейко реформаторская педагогика. Гродно . 2001. – 284 с.

10. Фаусек Ю. "Педагогика Марии Монтессори". М.: 2007. – 203 с.

Монтессори, М. Дети – другие / М. Монтессори. – М.: ИД «Карапуз», 2004. – 336 с.

Любина, Г. Гармоническая атмосфера Монтессори / Г. Любина // Дошкольное воспитание. 2000. - № 11. – С.47-52.

Монтессори, М. «Помоги мне это сделать самому» / М. Монтессори // Сост. , (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). – М.: ИД «Карапуз», 2000. – 272 с., с.84.

Сергейко, реформаторская педагогика / . – Гродно: ГрГУ, 2001. – 306 с., с.177.

Романцов, В. Элитная педагогика – в Светлогорске / В. Романцов // http://www. /plus/viewrp. php? id=1951

Основатель

Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

Суть метода

Мария Монтессори создала свою систему, как альтернативу традиционной педагогике. Метод предназначался для детей от 3 лет. Однако, сейчас в каждом районе Москвы есть студии, предлагающие занятия по методу Монтессори детям от 8 месяцев вместе с мамой. На сегодняшний день далеко не все, что вы увидите в Монтессори-студиях действительно присутствовало в системе в оригинале. Многие педагоги добавляют разные элементы «от себя», именуя метод системой Монтессори.

Автор разработала огромное количество специальных материалов для своих студий. На первый взгляд, они похожи на игрушки, но сама Монтессори настаивала на том, чтобы говорить «материалы» вместо «игрушки» и «заниматься» вместо «играть».

Монтессори-материалы

Что представляют собой студии Монтессори 0-3 года? Кажется, что занятия по методу Монтессори никак не организованы. Вы приводите ребенка в помещение из одной-двух комнат, разделённых на 6 зон: зона для игр с водой, творческая зона, спортивная, зона для занятий с крупами, зона для изучения математических понятий (размер, объем предметов) и зона сенсорного развития (материалы, разные на ощупь).

Занятие длится от часа до полутора. Начинается оно с приветствия – дети собираются в круг, делают пальчиковую гимнастику, играют на музыкальных инструментах, танцуют. Приветствие длится не более 10-15 минут. После этого дети расходятся по комнатам, и принимаются за то занятие, которое им больше всего по душе.

При этом педагог не предлагает малышам никакой организованной деятельности. Он лишь иногда подходит, чтобы показать, как управляться с тем или иным материалом. Считается, что невмешательство взрослого развивает в детях самостоятельность.

В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик и дети снова собираются в круг – делают зарядку, смотрят сказку, и, традиционно, задувают свечку.


Монтессори-студия для детей 0-3 года

В студиях Монтессори для детей от 3 до 6 лет комнаты также поделены на зоны для разных занятий. Такое специально организованное пространство называется Монтессори-среда.


Монтессори-среда для детей 3-6 лет.

Главный принцип системы Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!» . Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальные условия для развития и показать, что можно в этих условиях делать.

Основные пункты системы М. Монтессори

  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде (комната разделена на 5-6 зон, каждая из которых оборудована специальными пособиями – Монтессори-материалами).
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Спорные моменты

  • Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков, но для гармоничного развития малыша нужны еще занятия спортом, эстетическое развитие – музыка, творчество, танец.
  • В системе нет ролевых и подвижных игр, а ведь игра – это ведущая деятельность ребенка и основная база его развития. Малыш познает мир, играя.
  • Отрицание творчества, которое является одним из основных ресурсов развития правого полушария. Правое полушарие отвечает за гуманитарные способности. Монтессори-материалы развивают, в основном, левое полушарие – логику, математические способности, анализ информации. В некоторых студиях присутствует творческая зона, но это уже атрибут нашего времени.
  • После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Некоторые специалисты в области Монтессори-педагогики критикуют создание столь распространившихся сейчас групп «Монтессори с рождения», ведь оно противоречит одному из базовых постулатов Марии Монтессори, а именно — развитию самостоятельности. Так или иначе, присутствие в таких группах мам не имеет отношение к самостоятельности.

Известная на весь мир врач Мария Монтессори и ее методика раннего развития имеет популярность и в настоящее время. Но со временем она претерпела некоторые изменения.

Благодаря простым и доступным заданиям для малышей ей удалось получить потрясающий результат, несмотря на то, что проводился эксперимент в 1907 году на детях-олигофренах. За короткий срок ребята, страдающие неизлечимым заболеванием, догнали и перегнали своих ровесников по многим показателям. После этого Монтессори предложила использовать свое открытие для развития обычных детей, без отклонений.

Монтессори основывала свой метод на том факте, что способность и желание получить как можно больше знаний об этом мире и практических навыков заложены в детях изначально. А задачей взрослого является раскрытие этих способностей по максимуму, но не вмешиваясь в процесс слишком активно.

Суть метода

Методика Марии Монтессори применимая к младшему возрасту заключается в том, что воспитатели и педагоги являются только наблюдателями. Дети во время занятий группируются без оглядки на возрастную категорию. Начиная от трех лет и до двенадцати, ребятишки занимаются вместе.

Такой метод не предусматривает использование классов и уроков. Парты при этом не нужны, вместо них берутся переносные столы и стульчики, а для занятий на полу берутся коврики. Взрослый в этой системе не сидит посередине комнаты, и не занимает место за столом. Он просто наблюдает со стороны как проходит занятие, и вступает в диалог исключительно только по просьбе малыша (если у него возникают какие-либо вопросы).

Принципом методики является самообразование ребенка, которому нужно создать наилучшие условия, изучив перед этим, что же ему на самом деле нравится познавать. Особенная развивающая среда помогает малышу наилучшим образом впитывать знания, но при этом он не испытывает напряжения или дискомфорта, поскольку все подается в игровой форме. Ребенок даже не догадывается, что он проходит обучение.


На чем основана методика

Для понимания сути, стоит описать метод Марии Монтессори кратко. Для проведения занятий необходимо создать специальную среду, которая подразделяется на несколько зон. В каждую из них размещаются специальные пособия, которые можно приобрести или сделать своими руками. Дети разного возраста помогают друг другу. Старшие проявляют заботу о младших, а малыши учатся у них.

При этом ребенок сам для себя решает, чем он хочет заниматься – купать куклу, заниматься раскрашиванием картинок, или работать с рамочками. Он сам определяет время занятий, а также работать ему в команде или самостоятельно. Помощь оказывается только по просьбе малыша, его возможность сделать все самостоятельно развивает в нем уверенность в собственных силах.

Но на фоне полной самостоятельности существует и определенная дисциплина:

  1. Детям не разрешается баловаться, громко кричать и бегать, чтобы не мешать работать другим. Для тех, кто устает сидеть спокойно в тишине, существует отдельное помещение, где он может порезвиться.
  2. Все вещи, пособия и игрушки после использования должны быть расставлены по своим местам. Такой подход помогает ребенку уважать чужой труд.
  3. Малышам не разрешается переходить из одной зоны в другую и забирать материалы у других детей, если он вначале выбирает вкладыши, то до конца занятия занимается только ими. Таким способом возникает понимание своих границ и уважение к чужим.
  4. Строгое соблюдение правил дает возможность воспитать дисциплинированность, позволяет ощутить стабильность и терпение по отношению к окружающим.
  5. Пространство для одного ребенка может составлять до 8 кв. м. А количество детей в группе – до 30 человек.

Принципы методики Марии Монтессори ранний возраст позволяют максимально помочь ребенку в его самостоятельном развитии по многим направлениям. Она не предусматривает особые меры наказания, как это принято в обычных обучающих заведениях, а также не требует окунаться в процесс приобретения знаний или навыков с головой. Здесь не используются сравнения с достижениями других малышей, и не существует духа соревнования.

Ребенок не должен никому ничего доказывать, и переживать по этому поводу. Он совершенно самостоятельно и исключительно для себя решает, чем ему интересно будет заниматься. Роль учителя в этом процессе заключается в том, чтобы пояснить малышу способ работы с выбранным материалом, но при этом ни в коем случае не ничего не навязывать и не предлагать. На это взрослому отводятся не более трех-пяти минут, но задавать вопросы малыш может по ходу своей работы с предметами или игрушками.

Большую часть ошибок ребенок должен стараться исправить самостоятельно. А задача преподавателя – направлять и сохранять его заинтересованность в процессе. И это является большим плюсом, так как позволяет развивать способность к логическому мышлению, запоминанию материала, моторику. При желании малыш может обучаться также и работе в команде со своими ровесниками или старшими товарищами.

Зоны в помещении по Монтессори

Для проведения занятий согласно методики Монтессори ранний возраст не является запретом (можно приводить сюда и годовалого малыша), но большего можно добиться, если начинать с трех лет.

Все пространство для занятий следует поделить на несколько зон, в которых размещаются определенные пособия. Это позволяет сохранять необходимый порядок, а ребенок может быстро найти нужный материал. Зоны необходимо выделить такие:

  1. Практическая. Помогает осваивать необходимые навыки бытовой жизни. Совсем маленькие дети учатся подметать, застегивать на куклах одежду. С трех и до восьми лет обучение заключается в приобретении навыков в чистке обуви, стирке, готовке простых блюд и салатов. Кроме того, они тут проходят обучение раскрашиванию картинок, рисованию, вырезанию фигурок из бумаги.
  2. Зона сенсорики. В ней находятся предметы, различные по размерам, формам и материалу изготовления (баночки, мячики, крышечки, бутылочки и прочие предметы и развивающие игрушки по методике Монтессори). Это позволяет обострить тактильные чувства, мелкую моторику пальцев, а также внимание и способности к запоминанию.
  3. Зона математики содержит в себе счеты, дощечки для вычислений, геометрические тела. Тут малыши учатся первым навыкам простых вычислений, изучают дроби и первые азы геометрии. Эта зона развивает внимание и усидчивость.
  4. Языковая зона помогает изучать слова и слоги, позволяет расширить словарный запас. Дети старшего возраста изучают письмо и грамоту. Тут есть наборы печатных букв и слогов, интересные книги для детей старшего возраста.
  5. Зона космоса. В этой части комнаты можно познакомиться с устройством Вселенной, а также с явлениями погоды, особенностями животного и растительного мира нашей планеты. Для этого специально собираются минералы, изображения и фигурки животных, карты.

Мнение специалистов по детскому воспитанию

Основные принципы методики Монтессори имеют видимое преимущество, так как позволяет ребенку развиваться самостоятельно, вырабатывая уверенность в себе. Однако, по мнению многих педагогов, она имеет и отрицательные стороны:

  1. Малыш может таким образом получить хорошие навыки в области моторики, логики, повысить свои интеллектуальные способности. Но при этом остается нетронутой сфера эмоций и творческий потенциал.
  2. Нет игровых форм обучения, которые позволяют лучше узнать мир и изучать взаимоотношения между людьми. И это большой минус, поскольку игра, как считают ученые, является ведущей формой обучения малышей дошкольного возраста.
  3. Психологи не советуют применять данную методику для детей, которые имеют застенчивый и робкий характер. У них отсутствует возможность, а иногда и желание попросить помощи своевременно, и это может увеличивать замкнутость и привести в дальнейшем к еще большим проблемам с коммуникацией.
  4. Демократичная атмосфера коллектива, который занимается по методике Монтессори, сильно отличается от обычных социальных групп в школах и детских садах. Поэтому малышу будет труднее, чем его сверстникам проходить адаптацию.

В наше время многие учебные центры не используют такой метод в его первоначальном виде. Берется все самое передовое, и добавляются новые элементы, которых не хватает для полноценного развития.

Обзор методики Марии Монтессори.


Ребёнка не нужно заставлять сделать-то, чего ему не хочется или не интересно, как вариант, нужно ребёнку это преподнести так, чтобы у него проснулся к этому интерес.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок вырос гением и вундеркиндом. Многие из них даже пытаются что-то для этого сделать, и у них это получается, но есть и такие, которые месяцами сидят над ребёнком, но тот наотрез отказывается заниматься. Всё это потому что, они не понимают основного принципа развития ребёнка.

Вот на этом принципе и основывается методика гениального педагога и учёного Марии Монтессори. Суть данного принципа в том, что обучение детей необходимо проводить в игровой форме и давать им возможность выполнять все задания самостоятельно.

Для занятий по методики Марии Монтессори необходимо создание
специальной развивающей среды, в которой ребёнок захочет проявить себя, показать, на что он способен, и в которой он смог бы открыть для себя что-то новое, ранее не известное ему. У ребёнка должен появиться интерес к учёбе, причём сам ребёнок даже не будет догадываться, что его учат, для него это будет просто игра.

Данная методика основана в первую очередь на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, так как все дети разные, одним нравится одно, другим – другое. Данная методика позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал. Кроме того, данная методика уделяет большое внимание коллективным методом общения и развития ребёнка, а так же бытовым вещам,
стимулирующих самостоятельность и независимость.

У маленьких детей , нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними. Они никогда не планируют что-то на перед, они живут тем, что происходит с ними в данный момент времени.

Марии Монтессори использовала очень интересный подход к детям, например при игре с каким-то обучающим материалом, она ставила две задачи, основную и скрытую. Так, например, ребёнок хочет поиграть с кубиками, в этом случае основной целью для него будет построить башню из этих кубиков, а скрытая цель - это та цель, которую преследовал взрослый, разрабатывая эти самые кубики, а именно развитие концентрации внимания, координация движения, подготовка к каким-то математическим упражнениям. Характерным отличием ребёнка от взрослого является то,
что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия!
........................................................................
Методика Марии Монтессори

Раннее развитие, методики, системы, школы Основные принципы развития детей по Методике Марии Монтессори.
Развивающая среда, дидактические материалы.
Мария Монтессори / Maria Montesorri - итальянский новатор-педагог,
создатель педагогической системы для детей, основанной на идее свободного воспитания.
Книги: “Мой метод. метод научной педагогики”.

Основные принципы педагогики .
1.Создать развивающую среду.
2.Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил.
3.Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а
только наблюдать за детьми.

Развивающая среда!
Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом. Мебель сделана именно по размеру ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее в помещении и не нуждался в помощи взрослых.

Развивающие материалы!
Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка. Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. Есть пособия для развития речи, и математического развития. В Монтессоре среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам.
(.)Тактильный мешочек своими руками (см.ниже)
(.)Игры на изучение геометрических форм (см.ниже)

Простые правила!
Самое главное правило - порядок. Поиграв или позанимавшись с
каким-либо предметом или игрушкой, обязательно положить ее на место. Второе правило - порядок во времени, то есть режим. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.

Книги по теме:

* Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.
: * Мой метод. Мария Монтессори
Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. Она была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.
.........................................................................................................

Основные принципы системы Монтессори.

(!) Индивидуальное развитие . Ведущим принципом является личное или индивидуальное развитие каждого ребенка. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.

(!) Помоги мне сделать самому . Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить. В литературе этот принцип именуется не иначе как «помоги мне сделать самому».

(!) Личное пространство . Следующим немаловажным и значимым принципом является личное пространство. Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено.
Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.

(!) Социальное общение становится немаловажным методом, также вошедшим в педагогическую систему Монтессори. Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам
прививалось заботливое отношение к близким.

(!) Жизненный опыт . Упражнения из сферы жизненной практики,
учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди них застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое, из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома. Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода , чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает, например, малыш на пол уронил стакан, и вода разлилась по полу. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори – автоматический контроль ошибок.

Из приведенных выше принципов видно, как сильно система Мантессори отлична от традиционных учений педагогики. Согласно учению Мантессори, к ребенку необходимо относиться, прежде всего, как к уникальной личности , у которой существует свой собственный план развития и сроки познания
окружающего мира. Ребенок является главным объектом во всех принципах методики, а воспитатель служит лишь помощником, показывающим как правильно работать с материалом. Кроме этого, немаловажна гимнастика для детей, в которой развиваются все их мышцы.
Цель системы Монтессори дать ребенку развиваться самостоятельно , ведь именно в этом и есть залог счастливой и успешной жизни человека в будущем.

............................................................................................................

Десять заповедей доктора Марии Монтессори!

1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.


............................................................................................................

Девочки! Могу всем желающим выслать интересные ссылки, где есть много фото - игрушек (по методике Марии Монтессори), которые можно сделать своими руками! Игры все по возрасту!

Нередко родители, которые хотят заниматься ранним развитием ребенка, интересуются, что же за игрушки нужно покупать ребенку и как с ними играть. На самом деле по системе Монтессори любой предмет в доме может быть игрушкой. Ребенок хочет познавать
мир, он исследует квартиру. И чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!

юлия фугина
Педагогика Марии Монтессори

Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист еще в начале века она создала педагогическую систему , равной которой в мировом опыте не было и нет. В идеях Монтессори- педагогики привлекают глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы, отсутствие какого-либо авторитаризма. Монтессори - педагогика удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные материалы под руководством опытного учителя… Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов , признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам . Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори- педагогике .

Для здоровых детей Монтессори- педагогика является развивающей, а для детей меющих какие- либо отклонения - терапевтической. Основным лечебным средством служат атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога .

Педагогические принципы системы М . Монтессори .

Мария Монтессори выделяет в своей педагогической системе несколько важных принципов :

1. ЗНАЧЕНИЕ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ.

Одним из наиболее важных принципов Мария Монтессори считает значение среды в воспитании. Она утверждает, что для наиболее продуктивного развития ребенка необходимо создать среду, отвечающую его потребностям и интересам.

2. СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА.

«Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это – личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великий воспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящего возражений требования неподвижности» .

Учительнице, намеренной вести ребенка в условиях такой дисциплины, необходимо овладеть специальной техникой, если она желает облегчить ему этот путь на всю его жизнь, желает сделать его полным господином над собою. Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, должно подавляться в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное - каждое проявление, имеющее полезную цель, – каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не только должно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения для воспитательницы.

Монтессори в своей работе приводит такой пример поведения педагога .

«Однажды дети, смеясь и болтая, собрались вокруг миски с водою, в которой плавало несколько игрушек. В нашей школе был мальчик всего двух с половиною лет. Его оставили вне круга, в одиночестве, и легко было видеть, что он сгорает от любопытства. Я издали наблюдала за ним с большим вниманием; сперва он придвинулся к детям и пытался протискаться в их среду, но на это у него не хватило сил, и он стал озираться во все стороны. Выражение его лица было необычайно интересно. Я жалею, что у меня не было в ту минуту фотографического аппарата. Взгляд его упал на стульчик, и он, видно, решил придвинуть его к группе детей и затем вскарабкаться на него. С сияющим личиком он начал пробираться к стулу, но в эту минуту учительница грубо (она бы, вероятно, сказала – нежно) схватила его на руки и, подняв над головами других детей, показала ему миску с водою, воскликнув : «Сюда, крошка, смотри и ты!»

Без сомнения, ребенок, увидав плававшие игрушки, не испытал той радости, какую должен был испытать, преодолев препятствие собственными силами. Желанное зрелище не могло принести ему пользы, между тем как осмысленная попытка развила бы его душевные силы. В этом случае учительница помешала ребенку воспитать себя, не дав ему взамен иного блага. Малютка уже начал чувствовать себя победителем и вдруг ощутил себя бессильным в объятиях двух сковавших его рук. Столь заинтересовавшее меня выражение радости, тревоги и надежды растаяли на его личике и сменились тупым выражением ребенка, знающего, что за него будут действовать другие. Устав от моих замечаний, учительницы давали детям полную свободу. Дети лезли с ногами на столики, ковыряли пальцами в носу, и к исправлению их не делалось никаких шагов. Другие толкали товарищей, и на лицах этих детей я читала выражение злобы; учительница же на все это не обращала ни малейшего внимания. Тогда я вмешивалась и показывала, с какой безусловной строгостью надо останавливать и подавлять все, чего нельзя делать, чтобы ребенок сумел ясно отличать добро от зла.

Вот отправная точка дисциплины, и основы ее должны закладываться именно таким путем» .

Воспитание должно приходить к ребенку на помощь разумным ослаблением социальных уз, ограничивающих его активность. И по мере того как ребенок подрастает в подобной атмосфере, его непосредственные проявления становятся более отчетливыми и с очевидностью истины раскрывают его натуру. По всем этим причинам первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Маленькие дети начинают требовать самостоятельности уже с момента своего отнятия от груди.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» – мол, что с них возьмешь, – педагог -гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

Сущность развития младенца – самообучение, точно соответствующее программе, заложенной в нем природой. Этот-то процесс и формирует у ребенка «прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального сознания».Психолого-физиологической основой данного процесса выступает подмеченная М. Монтессори особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорбирующий разум» . По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а «в его разуме совершается некий химический процесс» .У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, малыш создает собственную «умственную плоть» . Поэтому-то задача взрослых, по Монтессори , состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием» , поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией. «Всякая педагогическая мера , мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Мы должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. Мы должны развивать в детях умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это – этапы воспитания в духе независимости» .

4. УПРАЗДНЕНИЕ НАГРАД И НАКАЗАНИЙ

Наградой служит удовлетворение от ставшей доступной деятельности; наказанием- относительная изоляция от коллектива (посадка за отдельный, впрочем удобный стол с любимыми игрушками; при этом ребенок не лишается ласки воспитательницы). «Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, – расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего «я» , его души, где возникают все его активные способности». Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.

5. РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ.

М. Монтессори заметила , что дети учат других детей лучше, чем взрослые, да и в нашей взрослой жизни мы общаемся и с теми, кто старше нас и с теми, кто младше. Используя это наблюдение, она наполнила свои классы детьми разных возрастов, выделив две группы. В первой - дети от 3 до 6 лет, во второй от 6 до 12. У них разные задачи. До шести лет ребенок строит свой разум, а после шести активно осваивает культуру. И если дети умнеют каждый в своем темпе и до своего предела, то культуру еще можно осваивать и в разных формах и направлениях. Организовать помощь второй группе значительно труднее, поэтому классов для детей от 6 до 12 в мире значительно меньше, чем классов от 3 до 6. Таким образом, основные принципы школы Монтессори можно сформулировать несколькими словами – «главное, что мы должны помнить. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей, неоценимая база которого – разновозрастность. В третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы организации школы моего направления» .

Основные понятия педагогики Монтессори .

Абсорбирующее мышление. Под абсорбирующим разумом Мария Монтессори понимает специфическую особенность ребенка впитывать как губка всю информацию вокруг себя. Об этом подробно было рассказано выше. Монтессори пишет : «Можно сказать, что если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи нашего разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа. В его разуме совершается некий химический процесс. Взрослые выступают в роли реципиентов : впечатления вливаются в нас, и мы запоминаем их, но не сливаемся с ними, как вода не сливается со стеклом стакана. У реже, напротив, впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его. Они как бы воплощаются в нем. При помощи того, что его окружает, ребенок создает собственную «умственную плоть» . Мы назвали это «абсорбирующим разумом» . Постигнуть все способности детского разума весьма трудно, но бесспорно, что это чрезвычайно плодотворная форма мыслительной деятельности» .

Сенсетивность. Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития сенситивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д. При этом учитель или родители могут знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискуют посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считают педагогикой ; взрослые могут наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка. Также можно предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения «подготовленная среда» Монтессори -школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.

Сенситивные периоды, возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д. Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет, а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных : во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сенситивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

Космическое воспитание.

Концепцию космического воспитания ребенка М. Монтессори создала в период своей жизни в Индии (1939-1945) под влиянием теософского учения, которым увлеклась, познакомившись с трудами теософов того времени. В основе этой концепции лежит идея познания человека во всей сложности и многообразии, его места в истории и культуре, идея о том, что все живое на земле имеет час рождения и час смерти, имеет свое продолжение во времени и свой феномен развития. Путь к ним лежит через ощущение себя в малом и большом мире, через чувствование своего окружения. Дидактический смысл космического воспитания ребенка лежит в плоскости утончения чувственного проживания различных явлений природы, культуры и жизни в социуме.



Рассказать друзьям