Опросник по профессиональной деятельности 15 вопросов. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л.Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Методика «Опросник профессиональной готовности».

Опросник (методика) разработан.

Профессиональную готовность определяют как субъективное состояние личности, означающие желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности .

Профессиональная готовность – это способность действовать и высокая активность состояния личности, отражающая содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего её решения, и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности. Изучению состояния готовности к деятельности большое внимание уделено в работах, .

Возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или сознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идёт разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению сформировавшейся готовности в предметных действиях, применяет определённые средства и способы деятельности, сравнивает ход выполняемой работы и её промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы. В формировании состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет своё содержание.

Состояние готовности имеет сложную динамическую структуру. Выделяют следующие компоненты готовности к деятельности :

· Мотивационный (ответственность за решение задачи);

· Ориентационный (знания представления об особенностях и условиях деятельности, её требованиях к личности);


· Операциональный (владение способами и приёмами деятельности, необходимыми: знаниями, умениями, навыками - «ЗУН»);

· Волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);

· Оценочный (оценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам).

Согласно мнению, о степени готовности личности к успешному функционированию в определённой профессиональной сфере, можно судить на основании наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления профессиональноориентированных навыков и умений. С этой целью ею был разработан опросник для определения профессиональной готовности, в основу которого был положен принцип оценки обучаемыми:

· Своих возможностей в реализации определённых умений (трудовых, социальных и т. Д.);

· Своего реального, сформированного на основе личного опыта эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий;

· Своего предпочтения или нежелания выполнять действия (занятия)

в будущей профессиональной деятельности.

Достаточная выраженность этих компонентов – показатель высокого уровня готовности обучаемого (специалиста), его активности, самостоятельности в процессе деятельности.

Оснащение: опросник построен для определения профессиональной готовности, бланк ответов.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы все 50 высказываний опросника. Прочитав каждое высказывание, ответьте на три нижеприведённых вопроса и оцените свои ответы в баллах (от 0 до 2).На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами – клеточки для трёх ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «У»):

· Делаю, как правило, хорошо – 2 балла;

· Делаю среднее – 1 балл;

· Делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал – 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка «О»):

· Положительные (интересно, легко) – 2балла;

· Нейтральные (всё равно) – 1 балл;

· Отрицательные (неинтересно, трудно) – 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу будущую работу?

(клеточка «Ж»):

· Да – 2 балла;

· Всё равно – 1 балл;

· Нет – 0 баллов.

Работа с опросником может производиться как индивидуально, так и в группе.

Свои оценки в баллах занесите в «Таблицу ответов» (номер ячейки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую ячейку вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания вы оцениваете сначала ваше умение (У), затем – отношение (О), затем – желание (Ж). В этой же последовательности вы проставляете оценочные баллы.

Если вы никогда не делали того, о чём написано в высказывании, то вместо баллов поставьте в ячейку прочерки по первым двум вопросам (У и О) и попробуйте ответить только на третий.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе действий вы умеете делать только одно, то именно это действие вы оцениваете.


Текст опросника.

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определённому признаку.

2. Выполнять практические задания лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому – либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

4. «Человек – художественный образ » (Ч-Х) - все творческие специальности.

5. «Человек – человек» (Ч –Ч )- все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трёх ответов на каждый вопрос:

· у – оценка своих умений;

· о – оценка своего эмоционального отношения;

· ж - оценка своих профессиональных положений, предпочтений.

Определение склонности (наибольшей предпочтительности) к какой либо профессиональной сфере осуществляется на основе сопоставления сумм баллов (по вертикали для каждого столбца таблицы) по трём шкалам (умения, отношения, положения). Нулевые показатели не учитываются и могут быть приняты во внимание только при качественном анализе. Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на вопросы (О и Ж) соотносятся с реальными умениями субъекта, т. е. с высокой оценкой по первой шкале (У). Например, соотношение трёх оценок типа «10 – 12 – 11» благоприятнее, чем соотношение «3 – 18 – 12», так как в первом случае оценки более обоснованы наличием у него соответствующего опыта в данной сфере деятельности.

Обязательно анализируются высказывания, которые субъект оценил наибольшим количеством баллов, т. е. «2 -2 -2», а также высказывания, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней, т. е. «2 – 2 -1» или « 1 -2 – 2». Это необходимо, во первых , для того, чтобы сузить профессиональную сферу до некоторых конкретных специальностей. Например, склонность к работе в области «человек – знаковая система»; может осуществляться с буквами, словами, текстами (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид – переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во – вторых, это даёт возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики - «человек – знак»). Модельер - «человек - художественный образ» и «человек – техника»).

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0 – 12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчёте баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам, как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения». Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трём шкалам. Предпочтительным является такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10 » благоприятнее, чем соотношение «3 – 8 -12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Опросник для определения профессиональной готовности

(Л.Н. Кабардовой)

Описание методики . В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

Инструкция : Внимательно прочтите вопрос. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

  1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
    • делаю, как правило, хорошо - 2
    • делаю средне - 1
    • делаю плохо - 0
  2. Какие ощущения возникли у Вас, когда Вы это делали:
    • положительные (приятно, интересно, легко) - 2
    • нейтральные (все равно) - 1
    • отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0
  3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
    • да - 2
    • все равно - 1
    • нет - 0

Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы , соответствующие Вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение» (1), затем - «отношение» (2) и затем - «желание» (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Работайте внимательно, не спешите!

Опросник

  1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, группировать их по определенному признаку.
  2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике.
  3. Длительное время самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений.
  4. Сочинять стихи , рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
  5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
  6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
  7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
  8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник
  9. Мастерить красивые изделия своими руками из дерева, материала, металла, засушенных растений, ниток.
  10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
  11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
  12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.
  13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
  14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
  15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
  16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывая тексты и составленные рассказы на заданные темы.
  17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
  18. Свое свободное время тратить преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
  19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых .
  20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей .
  21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
  22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор).
  23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить, лечить, обучать.
  24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
  25. Увлекать делом, игрой, рассказов детей младшего возраста.
  26. Выполнять задания по математике , химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
  27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
  28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.
  29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
  30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.
  31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул и законов и умения их правильно применять в решении .
  32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
  33. Сразу замечать малейшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
  34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
  35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
  36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
  37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий конструировать новые, придуманные самостоятельно.
  38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
  39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструировать новинки.
  40. Влиять на людей: убеждать , предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
  41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты , схемы , чертежи.
  42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
  43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.
  44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
  45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
  46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную работу»: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
  47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технический, логический, математический.
  48. При работе с растениями или животными переносить ручной труд (физический труд), неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
  49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
  50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Бланк ответов

Тип профессий

Ч-З - человек - знаковая система

Ч-Т - человек - техника

Ч-П - человек - природа

Ч-Х - человек - художественный образ

Ч-Ч - человек - человек

Обработка и интерпретация результатов

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

а - оценка своих умений;

б - оценка своего эмоционального отношения;

в - оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения». Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочитительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах "2-2-2", а также "2-2-1", "1-2-2". Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области "человек-знак" может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы "человек-человек" и "человек-знак"), модельер (сферы "человек - художественный образ" и "человек - техника") и т.д.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

Диагностика профессиональной направленности старшеклассников

Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит:

а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики;

б) определение социальных установок и помощь в их формировании;

в) определение мотивации выбора и ее структуры;

г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

д) определение выраженности и структуры способностей;

е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.);

ж) осуществление профподбора, при необходимости – первичного профотбора;

з) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;

и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии»

Схема индивидуальной профориентационнной беседы с учащимися

Профессиональные намерения учащегося

Что собирается делать после окончания IX класса:

учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);

работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).

Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

Знает ли о требованиях избираемой профессий к человеку?

Что советуют делать родители после окончания IX класса? Согласен ли учащийся с их мнением?

Интересы

Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «нелюбимые» предметы)?

Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?



Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

Склонности

Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?

Как развивает склонности, связанные с выбором профессии?

Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?

Способности

Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли он с их мнением?

Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?

Личные качества

Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

Занимается ли самовоспитанием?

Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

Готовность к выбору профессионального пути

Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?

По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?

В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

Литература для чтения.

Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов.

Тема доклада в классе об избираемой профессии.

Встреча со специалистом.

Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.

Дата первичной профконсультации.

Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)

Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа Назначение теста

Назначение теста

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».

Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.

Возможно использование методики индивидуально и в группе.

Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Инструкция к тесту

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Тест

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Типы профессий Номера вопросов

Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Интерпретация результатов теста

«человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«человек–техника» –все технические профессии;
«человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«человек–художественный образ» –все творческие специальности.

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

Животные, условия их роста, жизни;
растения, условия их произрастания.

Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

Развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

Технические объекты (машины, механизмы);
материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

Хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключать и концентрировать внимание;
наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

Тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

Хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошее распределение и переключение внимания;
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость, терпение;
логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

Художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

Художественные способности; развитое зрительное восприятие;
наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:

Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
доброжелательность, отзывчивость;
выдержка;
умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами;
развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей;
аккуратность, пунктуальность, собранность;
знание психологии людей.

Отсутствие серьезного представления школьника о дальнейшем жизненном пути - признак инфантильности. Без серьезного отношения к будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближайшего и отдаленного - человек не может рассчитывать на успех в жизни. Схема построения личного профессионального плана учащегося, которая поможет сформировать выпускнику обоснованный и реальный профессиональный план. 1. Главная цель (что я буду делать, таким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства). 3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение). 4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей). 5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности). 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) автор Кабардова Л.Н.

Описание методики . В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

Инструкция : Внимательно прочтите вопрос. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

  1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
  • делаю, как правило, хорошо – 2
  • делаю средне – 1
  • делаю плохо – 0
  • Какие ощущения возникли у Вас, когда Вы это делали:
    • положительные (приятно, интересно, легко) – 2
    • нейтральные (все равно) – 1
    • отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0
  • Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
    • да – 2
    • все равно – 1
    • нет – 0

    Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение» (1), затем – «отношение» (2) и затем – «желание» (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

    Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

    Работайте внимательно, не спешите!

    Описание методики . В основу опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

    Инструкция : Внимательно прочтите вопрос. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

    1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
      • делаю, как правило, хорошо – 2
      • делаю средне – 1
      • делаю плохо – 0
    2. Какие ощущения возникли у Вас, когда Вы это делали:
      • положительные (приятно, интересно, легко) – 2
      • нейтральные (все равно) – 1
      • отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0
    3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
      • да – 2
      • все равно – 1
      • нет – 0

    Дата_____ ______________

    ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    Формирование обоснованного мотива выбора профессии предполагает осознание учащимися всей совокупности присущих ему мотивационных особенностей (ведущих индивидуальных потребностей и мотивов, склонностей, стремлений и т. д.). Выявление основных потребностей и мотивов деятельности, в связи с анализом профессиональных намерений учащегося, позволяет включить мотив выбора профессии в систему других мотивационных тенденций личности. Тем самым процесс соотнесения себя с миром профессионального труда становится более осознанным, личностно значимым для учащегося.

    Методика «Опросник профессиональной готовности»

    Диагностируемые психологические качества. Профессиональные намерения, интересы.

    В основу опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т. д.) своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего при выполнении отдельных видов деятельности, и своего предпочтения или нежелания иметь эти виды деятельности в своей будущей профессии.

    Инструкция

    Внимательно прочитайте вопросы. На них вы должны дать по три ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

    1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем спрашивается в вопросе:

    делаю, как правило, хорошо - 2

    делаю средне - 1

    делаю плохо - О

    2. Какие ощущения возникли у вас, когда вы это делали:

    положительные (приятно, интересно, легко) - 2

    нейтральные (все равно) - 1

    отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно)- О

    3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу:

    мне все равно - 1

    Свои оценки в баллах заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов нужно проставить баллы, соответствующие своим ответам на все три вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала свое «умение» (1), затем - «отношение» (2) и потом - «желание» (3). В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

    Если вы никогда не делали того, о чем спрашивается в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

    Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т. д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

    Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно это и оценивайте тремя оценками.

    Работайте внимательно, не спешите

    Вопросы ОПГ:

    1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

    2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).

    3. Длительное время (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

    4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

    5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

    6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

    7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

    8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

    9. Мастерить красивые изделия своими руками из древесины, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

    10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

    11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе.

    12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

    13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

    14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

    15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

    16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и готовить рассказы по заданной теме.

    17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

    18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

    19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

    20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.

    21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

    22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

    23. Регулярно без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животное и клетки), лечить, обучать.

    24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

    25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

    26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

    27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

    28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.

    29. Четко отличать, что талантливо сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

    30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

    31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.

    32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

    33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

    34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

    35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

    36. Выполнять количественные расчеты данных (по, формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.

    37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

    38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

    39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструировать новинки.

    40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

    41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

    42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

    43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

    44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

    45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

    46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

    47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технический, логический, математический.

    48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

    49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

    50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

    Обработка результатов

    Верхние клетки пяти столбцов обозначьте в соответствии с типами профессий слева направо: 1 - «Ч - 3» (человек - знак), 2 - «Ч - Т» (человек - техника), 3 - «Ч - П» (человек - природа), 4 - «Ч - X» (человек - художественный образ), 5 - «Ч - Ч» (человек - человек).

    Приступая к обработке результатов, профконсультант или учащийся сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), которые оценены «0» баллов или прочерком (« - »). При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос (2-я и 3-я) при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (их можно в таблице вычеркнуть). Затем по каждой профессиональной сфере подсчитывается общая сумма баллов, которую набрали (отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «профессиональные пожелания»). В результате этого подсчета складывается наглядная картина соотношений оценок по трем шкалам: умений учащегося его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий, предпочтений в каждой профессиональной сфере и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

    Бланк ответов ОПГ

    Оценка результатов

    Сравнение и выбор наиболее предпочтительной для данного ученика профессиональной сферы (или нескольких сфер) делаются на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных по разным профессиональным сферам отдельно по шкалам «умения», «эмоциональное отношение», «профессиональное предпочтение». Обращается внимание на одну или несколько профессиональных сфер, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2-3 шкалам количественно сочетаются с реальными умениями ученика, т. е. с первой оценкой. Например, соотношение трех оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем соотношение «3-18-12». Предпочтение в первом примере более обосновано наличием соответствующих умений.

    Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые дана наибольшая оценка в баллах, т. е. «2- 2-2» (в первую очередь), а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней («2-2-1» или «1-2-2»). Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области «Ч - 3» может осуществляться с буквами, словами, текстами - филолог, историк, редактор и др.; с иностранным знаком, текстом - программист, математик, экономист и др. Во-вторых, для того, чтобы «выйти» за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики («Ч - Ч» и «Ч - 3»), модельер («Ч - X», «Ч - Т») и т. д.

    « Лабораторная работа №4



    Рассказать друзьям